Тема старинной таганрогской архитектуры, скрытой и явной красоты из далекого прошлого, практически неисчерпаема. И «Таганрогская правда» намерена продолжить повествование о домах, демонстрирующих безукоризненные пропорции линий, выверенные временем, логикой и осмысленным следованием классическому стилю, стилю «ампир».
Подготовка этого материала так же, как и первых двух: «Таганрог — город портиков и колонн» и «Таганрог в стиле ампир, или Дома с именами» стала возможна благодаря исследованиям кандидата искусствоведения, заведующей музеем «Градостроительство и быт г. Таганрога» Марианны Григорян и обнаруженному ею архиву архитектурных обмеров и фотографий таганрогских зданий, выполненных нашим талантливым соотечественником, архитектором Яковом Рубанчиком в 1929 году.
Дом надворного советника Констант
В нескольких шагах от особняка Реми-Шахматова по улице Шмидта сохранился дом, в котором родилась Мария Дмитриевна Констант, более известная как первая супруга Федора Достоевского.
Когда-то это живописное место было территорией Греческого форштадта, основанного в 1773 году (форшта́дт, от нем. vorstadt «пригород» — поселение, находящееся вне города или крепости, предместье, — прим. автора). Но уже в начале ХIХ столетия здесь сформировалась одна из старейших улиц города. Построенный в 1810 году небольшой изящный особняк, парящий над заливом, почти полностью сохранил до наших дней убранство в стиле русского провинциального классицизма. На этом участке городской рельеф заметно снижается в сторону берегового откоса. Поэтому на улице Шмидта можно увидеть одноэтажное здание, а со стороны двора оказывается, что у него полтора этажа. Лицевой фасад оформлен портиком из четырех ионических полуколонн, поставленных на выступ цоколя. Портик завершается треугольным фронтоном, поле которого имело богатое лепное орнаментальное заполнение, ныне утраченное, как и капители боковых колонн. Нижняя часть фронтона декорирована классическими зубчиками (дентикулами). Оконные проемы украшают профилированные наличники и продолговатые прямоугольные филенки с алмазными рустами. В целом заметно, что здание выглядит неплохо: нынешние владельцы любят свой дом и заботятся о нем.
Из дореволюционных справочных изданий об оценке недвижимости Таганрога исследователи выяснили, кто владел этим особняком. Наиболее ранним из источников является рукописная окладная книга для записи квартирного сбора на 1862 год. Перелистав ее страницы, узнаем: кирпичный дом в полтора этажа принадлежал надворному советнику Константу. В собственности Дмитрия Константа, а затем и его наследников домовладение находилось до 1880-х годов, после чего его продали итальянскому подданному Ивану Раффо. А перед самой революцией здание принадлежало бельгийцу Виктору Вильгельму Керену.
Сын французского эмигранта Дмитрий Констант поселился в России в конце XVIII века. В 1821 году его направили в Таганрог на службу — помощником делопроизводителя в Строительный комитет. В том же году Дмитрий Степанович женился на таганроженке из довольно состоятельной дворянской семьи, получив в приданое дом с видом на море и пятерых крепостных. В 1824 году в семье Константов родилась Мария, которая стала вторым ребенком и старшей из четырех дочерей. В Таганроге она прожила до своего пятнадцатилетия, воспитывалась в Таганрогском пансионе и окончила его с похвальным листом. В 1838 году после смерти супруги Дмитрий Степанович вместе с детьми уехал в Астрахань. Марии было суждено стать первой любовью, а позже и женой Достоевского. Черты характера и отдельные эпизоды из биографии Марии Дмитриевны нашли отражение в творчестве писателя.
На фотографии, запечатленной Яковом Рубанчиком в 1929 году, окна старинного особняка обрамляют открытые ставни. Они придают архитектуре южного жилища черты уюта, наивной и теплой приветливости. Дома нашего города почти утратили эту деталь, некогда распространенную повсеместно.
Дом со всеми неизвестными, включая энтазис
Среди снимков Якова Осиповича — фотография здания, построенного в первой трети ХIX века, которого уже нет на улице Шмидта. Нельзя установить, где оно находилось, неизвестно, кто был владельцем. Примечательная деталь особняка — приземистый, несколько необычный в своем исполнении колонный портик.
Яков Рубанчик отмечал в своих работах, что обращение с классической конструкцией (основание — колонна — перекрытие) на провинциальной почве носит чрезвычайно вольный характер. Правила, строго соблюдавшиеся в столицах, в Таганроге могли и не выполняться.
Колонны здания даже на первый взгляд обнаруживали тяжелую, сигарообразную форму и при ближайшем рассмотрении оказались одинаковы в диаметре по всей высоте. Обязательная пропорция, необходимая для классического построения, отсутствовала напрочь.
«Промер нижнего и верхнего диаметра, к моему удивлению, дал одинаковые результаты: отсутствует утонение верхнего диаметра колонны, что придает милое уродство дому, — пишет в своей статье Яков Осипович. — Была бы колонна с капителью, а такие тонкости как энтазис, автору не известны» (энтазис — плавное изменение диаметра сечения колонны, компенсирующее зрительное искажение, возникающее при ее восприятии снизу, — прим. автора).
Дом генерала Кирсанова
Одним из самых заметных особняков в стиле ампир на другой старейшей улице города — имени Чехова — остается дом генерала Кирсанова. 1824 годом датировано прошение генерала о выделении «пустопорожнего места» на Александровской площади с целью возведения каменного пятиоконного дома в соответствии с проектом из альбомов высочайше утвержденных фасадов («Собрание фасадов его императорским величеством опробованных для частных строений в городах Российской империи», 1809—1812 гг. издания, — прим. автора). При доме предполагалось выстроить службы и вместительные амбары для зерна. Проект утвердили в Строительном комитете.
Нынешнее состояние дома оставляет желать лучшего. Но по-прежнему видно — над колоннами ордерного портика потрудился неординарный мастер. Благодаря фото, выполненным неравнодушным искателем и архитектором Яковом Рубанчиком, мы можем увидеть ныне утраченный великолепный лепной орнамент на широком фризе, поразительно тонкий рисунок капителей. Колонны дома вытянуты «по-столичному», обладают изящными пропорциями и тонкой прорисовкой каждой линии. В пустующих сегодня нишах на фасаде когда-то можно было увидеть парных геральдических грифонов. Украшали дом и овалы с профильными портретами его владельцев: генерала Кирсанова и его супруги. Портик подчеркивает симметричность общей композиции, характерную для классицизма. Четыре колонны поддерживают антаблемент. А увенчал постройку карниз с зубчиками, над которым возвышается массивный аттик.
В бельэтаже некогда располагался парадный зал с выходом на балконную площадку. Его окна и двери открывались простору Александровской площади, еще лишенной застройки, а позже, когда в центре выстроили Митрофаниевскую церковь, величественные купола стали частью замечательной панорамы, которая открывалась с балкона дома. Его внутренне убранство и сад подробно отразила в своих воспоминаниях писательница и поэтесса Адель Оммер де Гелль, в 1838 году побывавшая в Таганроге вместе с супругом — французским консулом.
«У генерала очень красивый особняк, в котором он живет, как монарх посреди пестрого общества торгового города. Все апартаменты его резиденции отделаны искусственным мрамором и украшены щедро… Трехметровые зеркальные окна, мебель, люстры, расписные потолки, картины — все свидетельствует о роскоши и превосходном вкусе. Перед особняком расположен прекрасный сад, который был ярко освещен к празднику. Весь фасад дворца светился огнями. Это было волшебное зрелище, особенно в прекрасную, прозрачно чистую летнюю ночь», — записала в заметках очарованная приемом гостья (перевод с французского Александра Миргородского).
При подготовке статьи использован авторский материал М. Григорян из фильмов «Из прошлого таганрогских особняков: Дом семьи Констант. Дом генерала Х.П. Кирсанова», представленных музеем «Градостроительство и быт г. Таганрога» на интернет- площадке YouTube.
Марина ДАРЕНСКАЯ, фото Якова Рубанчика, Александра Захарова и из архивов музея «Градостроительство и быт г. Таганрога».