Группа таганрожцев осенью 2023 года побывала в гостеприимном Дагестане. Её участники рассказали «Таганрогской правде», чем запомнилась эта поездка. Отметим, что Дагестан в последнее время становится все более популярным туристическим направлением и входит в топ-5 по СКФО. В этом году республику уже посетили более миллиона туристов.
Башни горного аула
— Горцы не обижаются на то, что природой дано: сердце у них, как у орла, — уверен экскурсовод. Говорит он с акцентом, словно оглашает кавказские тосты, искусно вплетая в рассказ реальную историю своей родины и личные воспоминания. — Как орлиные гнезда, высоко-высоко, на самых опасных скалах расположены аулы на Кавказе, и одним из таких является Старый Гоор ( название — от аварского слова «ветер») в Шамильском районе республики Дагестан. Краем башен или музеем под открытым небом называет его историки, — сообщает коренной житель Гоора, аварец, ветеринар по профессии. Он одет в черкеску, на голове — папаха.
Из шести старинных каменных оборонительных башен в Старом Гооре сохранились три, старое село располагалось между ними. Дома аула напоминают осиное гнездо: крыша одного некогда служила верандой или двором для другого. Так строили, чтобы экономить землю. Некоторые жители аула попадали домой только через крышу соседа.
— Улицы здесь узкие и темные, как подземные переходы. Мы в детстве побаивались там ходить, — вспоминает Ибрагим. — Дальше Кахиба (соседний аул в полутора километрах от Гоора, — прим. автора) проходила ветка Великого шелкового пути — от Дербента к берегам Черного моря. Для охраны для караванов появились 11 крепостей вдоль этой дороги. Боевые оборонительные башни построены в XIII- XIV веке, — утверждает он, и тут же замечает, что на табличках, прикрепленных на исторических памятниках, значатся более поздние века.
Ширина каждой стены — 4,5 метра, их толщина – метр, для строительства использованы местный камень — песчаник и земляной раствор. Башни постепенно разрушаются, природа берет свое. По словам экскурсовода, каждая из них составляла три – четыре этажа с перекрытиями и лестницами. Самая высокая достигала 25 метров. Здесь хранили оружие, запасы пищи и воды. При осаде села внутрь могли заходить женщины и дети.
Третий и четвертый Гоор
Дагестанский ученый Али Каяев в 20-х годах прошлого века записал в Гооре предание: основал селение один из сыновей правителя Гидатля. От трех его сыновей — Гъази, Марзи, Сурхета ведут род первые тухумы аула(тухум — родственники, объединенные по отцовской линии), и существуют они по сей день.
— Если какой-то род хотел расширить село, действовало условие – построить башню, — объяснил экскурсовод.
На некоторых камнях встречаются языческие петроглифы с изображением лабиринтов, звёзд, спиралей и цепочек: башни могли построить до исламского и до христианского периода, либо эти камни перенесены сюда с языческих древних объектов. Старый Гоор — это третье место данного аула, первые два, располагавшиеся пониже, сожжены во время набегов неприятелей. Новый, где живут теперь, – уже четвертый. В XV веке в Гооре приняли ислам, ранее здесь исповедовали христианство: войны за веру длились столетия. В Старом Гооре уцелела действующая мечеть, которой 600 лет. По четвергам и пятницам сюда приходят горцы. Старожилы говорят, в мечети хранилась большая книга с историей значимых событии аула за века — с обложкой из выделанной телячьей кожи. Остальные сожгли в 30-х годах прошлого столетия, когда активно насаждался атеизм.
Сохранились в Гооре и языческие обряды: зажигание костров 22 декабря — в зимнее солнцестояние, день первой борозды — весенний праздник, и жертвоприношение. В долгую засуху здесь в специально отведенном месте по-прежнему могут принести в жертву барана, чтобы его кровью задобрить богов.
В начале 60-х годов прошлого века необходимость обороны от набегов отпала. Местным жителям государство построило школу ниже, в более пологих местах. Горцы добровольно разобрали свои дома и перенесли пониже. Ибрагим помнит, как переносил родовой дом его дедушка. В старом Гооре не находилось места для огородов, существовали проблемы с водой. На террасы полей проводили воду через каменные лотки. Когда вода в сельском роднике замерзала, ее поднимали из ущелья.
«Банкомат» и бурка
У каждого из 14 сел аварских сел Шамильского района — особая «изюминка» в женской одежде и свое наречие. В Дагестане 14 языков и более ста диалектов, табасаранский язык даже занесен в Книгу рекордов Гиннесса как один из самых сложных в мире (46 падежей!).
Мужская одежда горцев Кавказа не отличается разнообразием, разве что орнаментом и высотой папахи. Когда войны шли в поход, в кармашках черкески (газырях), носили порох, а некоторые горцы, если верить Ибрагиму, умудрялись положить туда «глоток воды» и немного ячменной муки. Кинжал мальчики носили с 15 лет, но никогда зря не вынимали из ножен. На поясном ремне дополнительные ремешки отмечали возраст: каждый – 10 лет.
— Раньше все украшения были серебряными: отламывали кусочек и так расплачивались. «Банкоматы» горцы носили с собой, — пошутил экскурсовод.
Он объяснил: у бурки из валянной шерсти плечи острые – чтобы стекала вода, как с горы. Нет пуговиц – чтобы скинуть ее легко и подругу под «крыло» взять. Или украсть невесту: завернул в бурку, на лошадь посадил и ускакал далеко в горы. «А украденный товар в горах обмену и возврату не подлежит!» — по словам Ибрагима, с этими вопросами не шутили: если похититель не женится, ему не жить, как и девушке.
Во время переписи в 1886 году в труднодоступных аулах считали дым очагов – сколько дымов, столько дворов. Средняя семья горца – пять человек.
— Один ребенок — это не семья, два – полсемьи, три – полная семья. Триста дымов – триста дворов. Полторы-две тысячи дагестанцев жили в этом селении, для горного аула это много. Если у кого 8 сыновей – выделяли гектар земли, — рассказывает экскурсовод.
Стрелять в селе разрешали только, если родится сын («Чтобы другие орлы услышали, что родился еще один орел!») или случился пожар. А гости в горах — это вообще святое. Хозяин сам останется голодный и ляжет спать в овине, а лучшее место гостю уступит.
— Так веками сложилось. Не мы это придумали, и не нам это зачеркивать, — говорит аварец.
Он вспоминает стих Гамзатова, где путнику советуют не брать с собой в горы лепешку, кувшин вина, кинжал для защиты от врагов – всем готовы поделиться гостеприимные жители аулов. Главное, не забыть взять с собой хорошую песню.
«Язык тролля» по-дагестански
Таганрожцам также показали местный «Язык тролля» – 6-метровый выступ скалы над пропастью: виды Дагестана не уступают норвежским.
— В дагестанских языках нет слово «тролль», есть «шайтан», — сообщает Ибрагим. — А это – «Девичья скала» Раньше на скале сидели орлы. Приехали туристы, отжали у орлов скалу!
Гоор находится на высоте 1560 м, выше его на 50 метров — новая гостиница, недавно построенная выходцами из аула, которые живут в городе. В ней и поселились таганрожцы – в 15 минутах ходьбы от Старого Гоора, где можно завтракать в лоджии с видом на горы. В полутора километрах расположен другой аул, Кахиб, – музей под открытым небом. Гоорцы не отвезут вас туда. Между аулами есть площадка, где останавливаются водители из одного и другого поселения. Они не ссорятся, но и не роднятся. Девушку из одного поселения не возьмут в другое замуж…
Что еще успели увидеть таганрожцы? Бархан Сарыкум в 18 км от Махачкалы, где снималось «Белое солнце пустыни» — на высоте более 200 м.
— Здесь нельзя идти напрямик, устроен специальный настил на сваях. На бархане все разулись и ходили босиком: песочек мягкий, меленький, — рассказывает Светлана Зыбина, одна из участников путешествия.- Удивительно, вокруг обычные горные хребты — трава, лес, а посредине красуется этот бархан. Он большой, для туристов отведена небольшая площадка – около сотни квадратных метров, где можно ходить, бегать, фотографироваться.
Еще туристы прогулялись по Дербенту, увидели, как на коньячный завод заезжает «КамАЗ» с полным кузовом винограда. Посмотрели музыкальные фонтаны, осмотрели персидскую крепость Нарын-кала, поразились громаде ракетного корабля-экраноплана «Лунь» на берегу Каспийского моря.
Посетили природный памятник — Карадахскую теснину, увидели массу красивейших природных видов, попробовали вкусную местную кухню, и повсюду в Дагестане они встречали дружелюбных и гостеприимных людей.
Марина ДАРЕНСКАЯ, фото Светланы Зыбиной