Галина Васильевна Лыкова (в девичестве Чумак) родилась 16 марта 1934 года в селе Харалуг (ныне — Ровенской области). Харалужное холодное оружие упоминается в «Слове и полку Игореве»; историки полагают, что ковали его именно здесь, в Харалуге, из добываемой в этой же местности железной руды. Но древнерусские воины знали: значение имеют и оружие, и сила, и выучка ратника, но самое главное – помощь Божия. Это прекрасно знал и всегда помнил и отец Галины Васильевны, Василий Саввич. Об этом никогда не забывает и сама эта женщина.
— Отец проучился только год, окончил только первый класс. Бабушка, его мама, сказала: «Учится тот, кто не хочет работать», — рассказывает Галина Васильевна. – И он пошел пасти скот. При поляках (до 1939 года Западная Украина входила в состав Польши – ред.) все держали много скотины: лошадей, коров, овец.
А пока лежал снег и домашние животные оставались в хлеву и ели сено, Васятка учился портняжному делу. У портного, жившего по соседству. Тот был то ли американцем, то ли поляком, вернувшимся из Америки. Соседского мальчонку он обучал бесплатно: не жалел сил и времени, не боялся будущей конкуренции.
Женившись, Василий купил себе дом с участком прямо напротив сельского храма. Храм был православный: в селе жили преимущественно люди православные. Дом был плохонький, но молодой хозяин объяснял: «Я покупаю не дом, а землю. А дом я сам построю.» Хотя построил он его, конечно, не сам, и не сразу.
Галя была старшей в многодетной семье, с детства пришлось много работать, помогать маме. У отца было много овец: из их шкур он шил дубленки. С лесниками у него был натуральный обмен: они ему за полушубки привозили лес – для нового дома.
В конце 1939-го жители Западной Украины стали советскими гражданами, а спустя полтора года пришла война.
— В первую мобилизацию отца не призвали, — вспоминает Галина Васильевна. – Призывали молодых, здоровых, имеющих образование. А у него всего образования – один класс.
Но очень скоро в село снова прибыли командиры Красной Армии. Пять человек. За новыми призывниками. Об образовании уже никто никого не спрашивал. Новых мобилизованных, около ста человек, повели колонной в райцентр: там всех обещали обеспечить оружием и обмундированием. По дороге один из командиров разговорился с Василием: тот хоть и остался без образования, но ум имел светлый. Разговор зашел о том, почему новые граждане СССР не во всем поддерживают советскую власть, в частности, не хотят вступать в колхозы…
До пункта назначения мобилизованные не дошли, да и свою антисоветскую пропаганду Василий Чумак вынужден был прервать: колонна оказалась окруженной пехотой и танками. О том, кто это, гадать не приходилось: на танках были кресты.
Все вместе очутились в наспех созданном концлагере, обнесенном колючей проволокой. Пленные в большинстве своем круглосуточно оставались под открытым небом. Василий там едва не умер. Каким-то снадобьем выручил красный командир; он же предупредил, что они впятером готовят побег, Василия возьмут шестым, но тот убедил взять и его родного брата. Василий Чумак не мог себе представить, как это можно вырваться из этого рукотворного ада, но дал обет Богу: если он благодаря этим образованным и умным коммунистам останется жив, — добьется того, чтобы все его дети получили образование, причем высшее. И Василий, и его брат остались живы, вырвались на свободу.
Вернувшись лесами домой, войну Василий Чумак пережил вместе со своей семьей. Несколько раз к нему поздним вечером приходили красные разведчики, он был их проводником. Боялся он и своих, красных, и немецко-фашистских оккупантов, но в особенности – бандеровцев. Постоянно молился Христу и Пресвятой Богородице. Войну и он, и вся его семья пережили, все остались живы, здоровы. А вот каким был день 9 мая 1945-го, Галина Васильевна не помнит: на освобожденной от немцев Западной Украине война продолжалась по-прежнему – с бандеровцами.
Годы военного лихолетья благополучно пережили и заготовленные для постройки нового дома бревна: Василий Чумак смог уберечь их и от влаги, и от воров. Так что дом ему построили, но уже после войны.
Свой обет Богу Василий Саввич выполнил: образование, причем высшее, получили и все четыре его сына, и все три дочери. И Галина, и её сёстры стали учителями, а братья выбрали разные профессии: старший стал офицером, второй – геологом, третий – директором сельской школы, четвертый, младший, — главным инженером сахарного завода. Когда старший из братьев, комсомолец, офицер Советской Армии, решил вступать в партию, — выяснилось, что его отец в годы войны обшивал бандеровцев. Чем бы ему и его семье угрожал отказ обшивать их, — никого не интересовало. Но после этого стало известно и другое – то, что Василий Чумак был проводником у разведчиков Красной Армии. Правда, награды от государства он так и не дождался, да он и не ждал. Он всегда считал, что в полной мере награжден Господом Богом.
К слову, православный храм напротив его дома оставался открытым и при поляках, и при немцах, и при Сталине; закрыли его только при Хрущёве, когда Галина училась в педучилище, да и то, слава Богу, через несколько лет Хрущёва сняли, и храм открыли снова.
Однажды, когда Галина ещё сама училась в школе, их учитель истории на уроке сказал о том, что немцы – культурная нация. Галя подняла руку и, когда ей дали слово, возразила: «Это евреи – культурная нация. А немцы их собирали, вывозили, расстреливали…». Тот случай помог ей понять, что и учитель может ошибаться. Возможно, именно тогда она решила стать первой учительницей, у которой – особенная миссия, на которой – особая ответственность.
Галина, кроме педучилища, окончила пединститут, но осталась учительницей младших классов: сначала – в соседнем селе, а потом, выйдя замуж и переехав к мужу, — в городе Днепрорудное Запорожской области.
Дочь Галины Васильевны продолжила семейную традицию и получила сразу два высших образования – экономическое и юридическое; переехала в Таганрог. К ней сюда в 2004-м переехали и её мама с братом.
В детстве Галина жила напротив храма. Теперь церковь – на соседней от неё улице: она – на улице Лизы Чайкиной, храм Рождества Пресвятой Богородицы – на Первой Линии.
После того, как перенесла ковид, Галина Васильевна Лыкова осталась неходячей. А всё равно славит Бога, за всё Его благодарит.
— Жизнь Бог всем дает, — говорит она. – А старость – избранным. У меня и отец, и мама прожили до 90 лет.
Ей самой недавно, нынешней весной, исполнилось 89. Живите, Галина Васильевна, до ста! Живите и радуйтесь! Христос Воскресе!
Антон САХНОВСКИЙ, фото автора