«Магия акварели» — так названа четырнадцатая по счету выставка, открывшаяся во Дворце Алфераки с момента окончания в нем ремонтно-реставрационных работ. Напомним, что таганрогский историко-краеведческий музей открыл свои двери в конце прошлого лета.
Директор Таганрогского музея-заповедника Елизавета Липовенко на открытии выставки отметила, что выставочные проекты помогают показать богатство музейных фондовых коллекций. Таганрогский музей-заповедник, отмечающий в этом году 125-летие, обладает коллекциями, превышающими триста тысяч единиц хранения. Для сравнения: фонды Русского музея в Санкт-Петербурге, который недавно отметил свое 125-летие, насчитывают четыреста тысяч единиц хранения, причем ценность их коллекций сопоставима. При этом Елизавета Васильевна подчеркнула открытость и привлекательность Историко-краеведческого музея и поделилась радостью по поводу присутствия на открытии новой выставки студентов Таганрогского института имени А.П. Чехова, которые сами недавно стали участниками музейной художественной выставки, посвященной Петру I и его юбилею. Также Елизавета Липовенко напомнила слова Василия Поленова: «Искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит». И высказала надежду на то, что «Магия акварели» подарит радость многим посетителям.
Заведующая музеем Галина Крупницкая выразила признательность директору Ростовского областного музея изобразительных искусств Светлане Крузе и её коллегам, сотрудникам фондов, которые собрали для Таганрога такую интересную экспозицию.
Татьяна Смолина, искусствовед и художник, доцент института имени А.П. Чехова, обратила внимание на то, что техника акварели – сверхсложная.
- Казалось бы, — водяная краска. Ей работают дети в детском саду, — заметила Татьяна Владимировна. – Но сам процесс работы с этой краской – невероятно трудный.
Проблемы существуют и с классификацией этого вида изобразительного искусства: сами художники говорят об акварельной живописи, искусствоведы же считают, что это – искусство графики, поскольку художник работает по акварельной незагрунтованной бумаге.
- Но, проходя по этой выставке, мы отметим, что в акварели – удивительно много цвета, различных неуловимых оттенков. А ведь колористика – самый главный выразительный компонент в живописи. Акварельная техника – очень живописная. Наверное, художники-акварелисты работают на стыке двух искусств – живописи и графики, — предложила консенсус Татьяна Смолина. — Настоящих акварелистов – не так уж много. Художник, работающий с акварелью, должен обладать и потрясающим чувством цвета, и мастерством, отточенным огромным трудом.
Куратор выставки, старший научный сотрудник Таганрогского музея-заповедника, лучший работник культуры Дона Алла Цымбал своим рассказом об акварели в целом и о выставке, в частности, увлекла, очаровала, в очередной раз показала, что она – не только разносторонний и глубокий историк, но и тонкий искусствовед.
Акварельные краски, как и бумага, на которой ими рисуют, появились в Китае без малого 2000 лет назад. К слову, в этом отношении «Магия акварели», занимающая музейные залы на втором этаже, перекликается с выставкой «Путешествие в Азию», которая экспонируется этажом ниже.
В XV веке акварель проникла в Европу, и покорила её. Но наивысшего расцвета эта непростая, требующая и таланта, и кропотливого труда, техника достигла в СССР.
В технике акварели – два направления – «по-мокрому» и «по-сухому», в каждом из них есть однослойные и многослойные техники: многослойные позволяют художнику писать работу с перерывами, возвращаясь к ней по мере необходимости. Акварель «по-сухому» — скорее графика: четкое изображение, мелкие детали. Используя многослойную технику «по-мокрому», художник пишет по влажному, а то и по мокрому листу. Затем дожидается высыхания и продолжает. И так – слой за слоем. Результат получается удивительный: вблизи – мазня, издали – рукотворное чудо, подтверждающее, что «Магия акварели» — удачное название выставки.
В экспозиции представлено 30 работ, и каждая из них заслуживает внимания. Так, многослойная акварель «Город Альвар» своим появлением на свет обязана путешествию, которое в середине ХХ века по Индии совершил народный художник СССР Александр Герасимов – ученик Валентина Серова и Константина Коровина, живописец, архитектор, первый президент Академии художеств СССР, любимый художник Иосифа Сталина.
Только вот искусство фотографии бессильно передать магию акварели. Но, возможно, это к лучшему – посетителей будет больше. Выставка продолжит работу до 14 мая.
Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ
Фото предоставлены музеем-заповедником.