С именем Вячеслава Кантора связывают в основном успешный крупный бизнес и ещё более успешную общественную работу, приобретшую международные масштабы. Однако для самого общественного деятеля не менее важным направлением работы и увлечений является мир искусства, культурная сфера, куда он вносит свой вклад как коллекционер, благотворитель и даже основатель собственного музея.
Идейная коллекция
Коллекционирование искусства Вячеславом Кантором началось давно, однако одна черта отличала его изначально от многих других коллекционеров – приверженность определённой теме и идее. Ещё в начале своего пути как собирателя произведений искусства Вячеслав Кантор по собственному признанию задался вопросом, что именно его волнует и какие идеи его коллекция должна воплощать. Будучи глубоко погружённым в тему жизни современного еврейства, в том числе в России, благотворитель и бизнесмен сосредоточился главным образом на работах русских и еврейских авангардистов – пионеров самого этого направления.
Вклад этих мастеров в историю искусства огромен, однако многие из них в непростом XX веке были вынуждены Россию покинуть, и творили за рубежом – причём так удачно, что многих из ни эти самые страны, где они работали, стали называть своими. Дошло до того, что нередко даже в России среднестатистический зритель или посетитель музея не знает, что тот или иной художник на самом деле русский по происхождению. Заразившись идеей исправить эту несправедливость, Вячеслав Кантор устремился сразу за двумя целями: во-первых, «вернуть» художников на родину, познакомить с ними русского зрителя; во-вторых, на международном уровне утвердить и популяризировать тот вклад, что именно Россия внесла в мировую живопись, культуру и так далее.
К реализации этих целей Вячеслав Кантор подошёл с размахом – вместо закрытой частной коллекции он выбрал полноценный музей, превратив своё собрание работ авангардистов, их вдохновителей, учителей и учеников в Музей искусства авангарда или МАГМА, крупнейший частный музей по теме авангарда не только в России, но и в мире. Сама же коллекция Вячеслава Кантора, равно как и он сам коллекционер, попала в рейтинги крупнейших по версии многих авторитетных изданий и критиков.
Участие МАГМА в самых разных экспозициях по всему миру, как собственных, так и совместных, действительно принесли творцам из коллекции Вячеслава Кантора новую славу – как на родине, так и заграницей. Этот вклад коллекционера в дело продвижения русского искусства и культуры по всему миру, а также помощь работающим сейчас культурным и художественным учреждениям и объединениям, были отмечены званием Почётного члена Российской академии художеств. Эту заслуженную награду Вячеславу Кантору в 2018 году вручил лично президент РАЗ Зураб Церетели.
Поддержать и вдохновить
Вовлеченность Вячеслава Кантора в культурную и художественную жизнь страны, разумеется, музеем не ограничивается. На его счету немало проектов, направленных на то, чтобы поддержать действующие культурные программы, а также собственные инициативы по помощи творцам, в том числе начинающим, персонально. Так, в 2018 году по приглашению маэстро Владимира Спивакова, Вячеслав Кантор вошёл в число спонсоров международного конкурса юных скрипачей и приобрёл на собственные средства ошеломительный подарок для молодой победительницы – этим подарком стала уникальная скрипка работы мастера из Италии Антониацци, тем самым придав конкурсу ещё более высокий статус и оправдав звание действительно международного, а молодой скрипачке подарив вдохновение и поддержку в том, чтобы и дальше развивать свой талант.
Среди учреждений, получающих постоянную и регулярную помощь от Вячеслава Кантора, можно назвать музей-заповедник в Новгородской области, в попечительский совет которого благотворитель входит на протяжении многих лет. Меценат делает немало для того, чтобы музейное дело не только сохранялось и развивалось, но и постоянно модернизировалось. Так, в 2020 году на его средства для музейной лаборатории, занимающейся реставрацией фресок и другой монументальной живописи, был куплен самый современный прибор – спектрометр – незаменимый и полезный в текущем проекте музея по изучению и реставрации старинных храмов Новгородчины, многие из которых украшены древними фресками. Выражая ему признательность за эту помощь, директор музея отдельно отметила, что помощь со стороны бизнеса и общественных деятелей культурным учреждениям во многом является продолжением тех традиций, которым следовали русские купцы, постоянно выделяющие средства на поддержку русской культуры.
Фото globalmsk.ru