Со школой всё ясно: в ней лабораторная работа подразумевает выполнение практических заданий для осмысления и усвоения нового учебного материала. Другое дело — лабораторная работа в театре. Это довелось понять зрителям, присутствовавшим на показе эскиза нового спектакля Таганрогского камерного театра (ТаКТ).
Не впервые ТаКТ оказывается в лаборатории известного театрального критика и продюсера Олега Лоевского. Суть данной работы проста. Драматург пишет для театра пьесу. Приезжает режиссер и в течение недели ставит по ней эскиз спектакля. После показа происходит обсуждение и решается, быть спектаклю либо попытка признается неудачной и ее забывают как страшный сон. В этом году театр участвует в фестивале эскизов по казачьим сказкам. В нем принимают участие восемь театров Южного федерального округа.
Пьесу для данного эскиза написала драматург Светлана Баженова. За основу взяты два произведения: «Лихо одноглазое» и «Горе-горюшко». Насколько удачным оказалось совмещение, судить зрителям. Изюминка состоит еще и в том, что спектакль ставит с труппой ранее неизвестный режиссер. В данном случае артистам предстояло работать с приехавшим из Москвы Павлом Зобниным. При постановке он не использовал декораций как таковых — две стремянки да плетень. Но дело не в декорациях. Дело в душах человеческих, в раскрытии их сути.
Сюжетная линия спектакля проста: судьба молодого парня и молодой девушки, только на современный лад. Это философская история о любви и семейной жизни, в которой каждый из зрителей хоть чуть-чуть, но узнает себя, увидит свою жизнь перенесенной на сцену. Артисты помогают зрителям ответить на вопрос: «А что же представляет из себя это Лихо, как можно с ним бороться»? Не обошлось без мифологии, но она помогает понять, что и Любовь, и Лихо живут внутри каждого из нас. И одолеть Лихо можно только Любовью.
Театральное действо не заканчивается, как принято в классическом варианте, счастливым концом. Оно только дает надежду, что всё может быть хорошо, а насколько – зависит от каждого из нас. Игра актеров, конечно, впечатляет. Учитывая короткий срок, за который поставлен эскиз, можно с уверенностью сказать, что и их талант, и талант режиссера проявились в полной мере.
После спектакля состоялось обсуждение со зрителями. Начавшееся довольно сдержанно, оно переросло в яркую, живую дискуссию. Можно судить, что эскиз не оставил собравшихся равнодушными. Даже прозвучало предложение обсуждать его отдельно в мужской и женской аудиториях. Содержание было достаточно хорошо передано использованными сценическими приемами, за что режиссеру отдельное спасибо. Но главное —Но спектакль захватил зрителей, не позволил отвлечься ни на минуту, сделав присутствующих в зале соучастниками происходящего на сцене. Это означает только одно: он удался.
После показа каждому зрителю вручили небольшой листок и предложили опустить его в одну из шляп. На первой было написано «Превратить в спектакль», на второй – «Забыть, как страшный сон». Сознаюсь, я схитрил. Попросил две бумажки и обе оставил в шляпе с надписью «Превратить в спектакль». Уверен, что большинство зрителей проголосовали аналогично.
Художественный руководитель ТаКТа Людмила Илюхина рассказала, что в конце сентября все восемь театров ЮФО соберутся в Усть-Лабинске Краснодарского края. Там они примут участие в фестивале казачьей культуры «Александровская крепость», который проводит фонд «Вольное дело».
Евгений БУТЫЛИН, фото автора