30 марта (по новому стилю) исполняется 180 лет создателю знаменитых «Морских рассказов» Константину Михайловичу Станюковичу. Сын адмирала, побывавший и в кругосветных путешествиях, и в Сибирской ссылке, летом 1870 года он жил в Таганроге, о чём написал комедию, фельетон и роман.
Таганрог
1860–70-е годы в России были бумом железнодорожного строительства. Не отставал от этого процесса и наш город. Концессию на строительство железнодорожной ветки открывали «выгоды от линии неисчислимые», «тысяч эдак сотни две с половиной останется в кармане». (Станюкович К.М. «Без исхода», гл. 53)
После неожиданной смерти в декабре 1868 года Нестора Васильевича Кукольника, активно развивавшего эти идеи прогресса в таганрогском обществе, концессию на строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги в мае 1869 года выиграл Самуил Соломонович Поляков, приехавший в Таганрог в начале 1868 года.
В том же мае 1869 годаКонстантин Михайлович Станюкович поступил в Управление той же Курско-Харьковско-Азовской линии. И с июня 1870 года служил в Таганроге помощником ревизора службы движения. «Посылают меня для расследования, мошенничает ли там начальник. Поручение не особенно весёлое…, придётся обнаружить большую массу грязи и …меня опять будут тщиться подкупить…» (Письмо супруге от 27 июня.) Эта попытка подкупа описана в одной из глав романа «Без исхода».
Реалии железнодорожного строительства по-таганрогски отражены Станюковичем в комедии «На то и щука в море, чтобы карась не дремал», которую опубликовали, но к постановке запретили; премьера состоится лишь летом 1881 года.
«Здесь есть всё – и грабёж с насильственным убийством, просто грабёж, взятки, подкупы «карасей и щук» в лице воспитателей свободного слова и обворожительных женщин высокого полёта, сетование на социалистов, патриотические доносы ради удобного воровства и слабые, детские протесты честности…» (газета «Современные известия» № 175 за 1881 год).
В одной из своих статей Константин Михайлович «увлёкся, обозвав железнодорожную администрацию “скопищем воров на законном основании”», и, как следствие, оставил работу на железных дорогах. («Без исхода», гл. 7)
Уволенный со службы, (сразу Таганрог не покинул) Константин Михайлович опубликовал ещё фельетон о новых русских дельцах – «Русские американцы», впервые прибегнув к псевдониму – Наташин (по имени своей дочери). «Корреспонденции вышли пикантные».
« – Он вас норовит нагреть, а вы его! Он вас, а вы его! Это и называется соорудить железную дорогу! – Так… объяснял мне истинный, по его мнению, смысл железнодорожного дела новый мой знакомый рядчик, из грамотеев, слывший за выжигу и пройдоху.» («Русские американцы», Американец № 2).
Таганрогское общество в романе
Роман Константина Станюковича «Без исхода» является художественным воплощением Таганрогского общества 1860–70-х годов. в русской литературе. Роман вышел в 1873 году и имел шумный успех, но к переизданию не допущен.
Мы видим здесь рощу с речкой, с одной стороны, и особняк местного богача в дали от города – с другой; первого капиталиста-заводчика с либеральными речами, доведшего систему штрафов до виртуозного совершенства, и будущего банкира, закармливающего местный бомонд деликатесами для заключения выгодных сделок. Помимо двух крупных фигур живут в книге чинные судьи, влюблённый генерал, лучший врач-немец, дамы страстные и дамы чопорные, мастеровые, лакеи, учитель и, конечно, «скандальный пасквилянт». Прототипы героев нашего романа, независимо друг от друга, были проиллюстрированы Ахиллесом Николаевичем Алфераки в пору его молодости и Дмитрием Минаевичем Синоди-Поповым.
События в романе описывают выборы в только что учреждённые органы местного самоуправления, а также стремления тузов (в романе Колосова и Стрекалова) к выгодной сделке по строительству железных дорог. В Колосове читатели узнают Самуила Соломоновича Полякова, в Стрекалове – первого капиталиста Таганрога на английский манер – Карл Иванович Ландер.
Колосов – местный Талейран, сластолюбец и соблазнитель, считал многих горожан людьми недалёкого ума и «через чур фамильярно относился к кредиту». Он совершал аферы, прикрываясь благотворительностью: «Сделка велась самым элегантным и даже задушевным образом. …Со стороны казалось, будто они /Колосов и Рыбаков/ оказывают сиротам такое одолжение, … и притом …на самом законном основании…» («Без исхода», гл. 34).
К сожалению, это замечал не только приехавший писатель: «Вообще комфорт таганрогских богатых людей односторонне эгоистичен… Стоит появиться в городе какому-нибудь нахалу с громкой репутацией, хотя бы даже и несколько сомнительной, или с деньгами, и он начинает играть роль, и чем он нахальнее, тем на бóльшую популярность может рассчитывать.» (Филевский П.П. История города Таганрога.)
Стрекалов – владелец завода, англофил, выдавал себя за либерала: «Ненарушение чужой свободы – девиз в нашем доме» («Без исхода», глава 1). Но имя, данное этому герою Станюковичем, было тогда нарицательным, оно означало человека жёсткого, выжимающего всю выгоду, умеющего погонять другими («стрекало» – кнут, хлыст).
Колосов планировал «получивши концессию, передать её в руки более опытные», т.е. Стрекалову. Конечно, дипломатичный аферист и заводчик найдут общий язык. Они, «мечтая содрать побольше», спокойно делят прибыль, отдавая часть её управе.
Приехавший ревизор и писатель Станюкович в своих статьях, посылаемых в периодические столичные издания, «предупреждал читателей не верить обещаниям… «крепостников», громил «интриганов» и… под вымышленными именами рассказал биографии «претендентов» на выборные должности…».
Колосов скупает для нераспространения тиражи этих неугодных ему изданий и оплетает «пасквилянта» нужным себе общественное мнением, имея связи в столице («Жили мы мирно, а теперь писаки развелись…»). Поляков, педалируя процесс столичными связями в реальности, не допустил роман «Без исхода» к переизданию.
Константин Станюкович оставил Таганрог, как и его герой-журналист, с весёлой мыслью: «Весь город трещит…, таки всколыхнул я это стоячее болото!»
Однако дети Стрекалова не пойдут по стопам отца, причины которых описаны в романе. Заводы и пароходы будут проданы другим лицам, (по логике истории куплены «колосовыми»), а деньги наследуют дальние родственники. (Подобная ситуация описана Александром Серафимовичем в повести «Большой двор».) Поэтому имя Ландер таганрожцам сегодня почти ни о чём не говорит. Дочь этого прототипа (прообраз Ольги Николаевны) покоится на нашем Старом кладбище.
До 1881 года и после…
После введения Городового Положения 1872 году и Военной реформы 1874 года, Станюкович возвращался в наши края в 1874 году, будучи управляющим в пароходстве Общества Волго-Донской железной дороги и пароходстве по реке Дон и Азовскому морю. В конце 1876 года болезнь заставила его оставить эту должность и посвятить себя исключительно литературе.
С апреля 1883 года Станюкович находился под наблюдением полиции, а 12 апреля 1884 года – он арестован и сослан в Сибирь на три года. Не взирая на расшатанное здоровье, писатель живёт в тайге и служит в конторе Обь-Енисейского канала. Печатает «Сибирские картинки», фельетоны под псевдонимами, пишет роман «Не столь отдалённые места».
По возвращении из ссылки были в его жизни и издание 12 томов его произведений, и унизительные прошения на разрешения на жительство, и публичное чествование юбиляра, и переводы его произведений на немецкий язык, и долгие годы лечения.
Именно в этот период сформирован знаменитый сборник «Морские рассказы» с популярным у советских пионеров повестью «Максимка», которая была экранизирована в 1952 году, так же, как и «Нянька» в 1955 году (фильм «Матрос Чижик»).
Последние полгода жизни писатель провёл в Неаполе, и был похоронен русским обществом на православном участке кладбища 9 мая 1903 года.
***
Прошла буря русских революций, ушёл в историю Советский Союз, но читатели продолжают зачитываться «Морскими рассказами» Константина Михайловича, сопереживать Максимке, сочувствовать матросу Чижику, удивляться сильной воле слабого Исайки, влюбляться в морскую стихию…
Екатерина ГАЛОЧКИНА