Все мы восхищаемся изделиями, изготовленными талантливыми людьми. Но иногда забываем, что за каждым из них стоит учитель. Человек, который помогает раскрыть способности ученика и, подобно ювелиру, доводит до совершенства его мастерство. К таким относится и преподаватель технологии и изобразительного искусства таганрогской школы № 1 Ирина Юрьевна Горбова.
Воплощение детской мечты
Учителем Ирина мечтала стать с детства. Первым ее «учеником» был родной брат, которого она сажала за стол и начинала урок. Поступление в Таганрогский педагогический институт стало событием закономерным. Четыре года, наполненные студенческой романтикой, волнением, бессонными ночами перед экзаменами, ощущением свободы и взрослости, запомнились навсегда.
Окончив в 1993 году факультет начальных классов, Ирина вместе с мужем стала работать в таганрогской средней школе № 38. Однако печально известные 90-е внесли свои коррективы. Детей в младших классах было мало, над мечтой всей жизни нависла угроза. Но о молодой талантливой учительнице узнала директор муниципального коррекционного образовательного учреждения «Добродея» (так раньше называлась школа № 1) Светлана Петровна Беляева. Она пригласила Ирину преподавателем трудового обучения. И та согласилась. Не предполагая, что обучение глухих и слабослышащих детей отличается кардинально.
Первые подводные камни
Уроки трудового обучения проводились только в старших классах. Учениками были не первоклашки, а девушки в возрасте 18-20 лет с уже сложившимися характерами, отношением к жизни, амбициями, но не очень богатым словарным запасом. Как преподавать предмет «Кройка и шитье», если школьники не знают, что такое выкройка, линейка и лекало? Не владеют терминологией и не могут сделать вычисления для построения простейшей выкройки? Как быть, если на уроках по изобразительному искусству многие не отличают гуашь от акварели? Не представляют, сколько краски взять на кисть для получения ровного мазка? Молодая учительница испытывала отчаяние и безысходность… Она, дипломированный педагог, имеющий хоть и небольшой, но преподавательский стаж, не может донести до учеников требуемые по программе знания! Не знает, что делать со взрослыми детьми… На работе держалась, а придя домой, давала волю эмоциям, плача от беспомощности. А надо было растить еще своих дочек-двойняшек, уделять им внимание и заниматься домашними делами. Здесь помощь и поддержку оказывал (как тогда, так и сейчас) муж Юрий. Его любовь и терпение могут служить примером для каждого.
Терпение и труд…
Ирина стала ходить на уроки, проводимые другими учителями. Перенимала методику преподавания. Коллеги с пониманием относились к трудностям, испытываемым молодым педагогом. Делились знаниями и опытом, помогали дружескими советами и рекомендациями. Врожденные упорство и настойчивость в достижении цели дали первые результаты. Взаимопонимание между учителем и детьми налаживалось, предмет успешно осваивался. Ярким подтверждением тому стали первые самостоятельно сшитые ребятами вещи, удачные рисунки, аппликации, объемные фигуры из бумаги. Она стремилась увлечь учеников, развить чувство прекрасного. Чтобы сделанное своими руками нравилось не только учителю, а в первую очередь самим себе.
Со временем выяснилось, что требования к обучению устарели. Тогда и решилась на смелый эксперимент — доработала и соединила в одно целое программу обычной школы с устаревшей программойдля глухих и слабослышащих детей. Самостоятельно разработала методику обучения для так называемых «нулевых» классов. В творческих исканиях и преодолении неожиданных трудностей прошли первые годы преподавания. Они закалили характер, позволили усовершенствовать мастерство, полнее раскрыть талант педагога.
Что сейчас?
Вопрос закономерный. За 18 лет преподавания в школе Ирина завоевала авторитет у своих коллег, пользуется уважением родителей и любовью детей. Предмет, который она преподает, для детей с особенностями развития значит гораздо больше, чем для обычных ребятишек. При изготовлении поделок, рисовании, шитье и выполнении других работ у них развивается мелкая моторика рук, напрямую связанная с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием человека. Дети получают положительные эмоции, а сам процесс является элементом развития их мышления и творческой фантазии.
Старание и творческий подход не остались незамеченными. Ирина Юрьевна — педагог высшей категории, награждена Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования РФ, удостоена медали «Учитель — звание народное». Распоряжением Правительства Ростовской области в 2017 году ей присвоено звание «Лучший работник образования Дона». В честь 25-летнего юбилея школы вручено Благодарственное письмо.
На счету педагога и ее воспитанников – более двухсот благодарностей, грамот и дипломов, полученных за участие в различных конкурсах и выставках! Ярким примером стали достижения на чемпионате по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс». В 2018 году Илона Панян, Анастасия Бочарова и Валерия Чупрякова победили в номинациях «кулинарное мастерство» и «бисероплетение» на региональном этапе. А на IV Национальном чемпионате в Москве Илона и Анастасия в своей номинации заняли призовое третье место.
Ирина учит детей не только своему предмету. Она учит их не бояться общаться с людьми, не теряться в различных жизненных ситуациях. Учит быть взрослыми, самостоятельными, готовыми отвечать за свои поступки. Подсказывает родителям: не проявляйте излишнюю заботу, не делайте из своих детей инвалидов больше, чем они есть.
Нет предела совершенству
Кажется, мечта детства сбылась. Есть любимая работа и признание, награды и звания. Только нет чувства самоуспокоения. Наоборот. Ирина стремится разнообразить процесс обучения, постоянно обновляет перечень поделок, тематику рисунков и предметов для шитья. В ее библиотеке — пособия по вышиванию нитками и лентами, кройке и шитью, изготовлению мягкой игрушки и батика. Она ежедневно посещает сайты в Интернете, где рассказывается о том, что можно сделать своими руками.
И еще одна особенность. Все, что изготовлено руками детей, находит практическое применение в школе. Ирина «загорается» различными идеями сама, и «зажигает» ими других учителей. Однажды она со своими учениками решила изготовить зонтики. Изготовили. Потом украсили ими зал, а коллеги придумали праздник осени. Или обращаются к ней преподаватели с какой-нибудь идеей проведения мероприятия, а Ирина старается воплотить ее в жизнь. Конечно же, не одна. Помогают и ученики, и коллеги. Существенную помощь оказывает директор школы Татьяна Александровна Жарова.
Замечательный педагог учит, воспитывает и готовит к самостоятельной жизни девчонок и мальчишек таганрогской школы № 1. Хочется верить, что знания и навыки пригодятся им не только в школьной, но и во взрослой жизни.
Евгений Бутылин