Знаете ли вы, что детский писатель Иван Василенко, очередную годовщину со дня рождения которого мы отмечаем сегодня, 20 января, этот «убежденный провинциал» (как сам он себя называл), художественно зашифровал в своих книгах свидетельства истории нашего города? Ими изобилует, к примеру, последнее крупное автобиографическое произведение Ивана Дмитриевича «Жизнь и приключения Заморыша».
Узнаём родные картины: «В городе все изнывали от духоты, здесь же, в городском саду, недавно политые аллеи дышали прохладой, оживленно лопотали глянцевые с белым подбоем тополевые листья, даже томящие запахи цветов на пестрых клумбах не подавляли свежести воздуха» («Дорогая находка»). Удивляемся, что раньше в Таганроге имелся официальный городской пастух: «Солнце уже спряталось, с пастбища возвращалось стадо коров и поднимало серую пыль» («Зойка меня помнит»). Улыбаемся, вспоминая, что в начале XX века в моду входили велогонки: «Весь город сходил с ума, увлеченный велогонками» («Судья праведный»), а мечтатели представляли, что на велосипедах должны ездить все, а не только гонщики.
В Персидской улице, находящейся над морем, видим Греческую, в нарядной улице Петропавловской, переполненной всевозможными магазинами, – Петровскую. В дирижере оркестра Минолла, «итальянце с большим бледным лбом, черной бородкой и волнистой шевелюрой» – Гаэтано Молла, а в директоре кожевенного завода Клиснее – Эмиля Плесние. В истории сгоревшего лабаза купца Ковалькова — сгоревший склад купца Ковалёва.
Другое узнаваемое лицо нашего города — Кузьма Денисович Чумаченко, в книге – редактор местной газеты Козьма Денисыч Чужеденко: «Ходит в черной бархатной куртке, носит бородку, золотое пенсне и притворяется либералом. У Чужеденко есть два репортера: один длинный, как фонарный столб, и зовется в народе «Иноходец», а другой короткий, как чугунная тумба в порту, и зовется «Мопс». Прототипом владельца типографии Мараховского наверняка стал таганрогский издатель Абрам Борисович Тараховский, судьи Чеботарёва — Золотарёв: «…на нем был фрак и от него пахло крепкими духами».
У Ивана Дмитриевича Василенко имелся билет № 147 слушателя общеобразовательных и педагогических лекций, устроенных таганрогским обществом педагогов с 26 декабря 1915 года по 7 января 1916-го. В четвертой части книги «Жизнь и приключения Заморыша» описаны эти курсы, две лекции на которых прочитал «преподаватель истории Финевский (известный таганрогский историк Павел Петрович Филевский — прим. автора), баллотировавшийся от Союза Русского народа в Государственную Думу».
Василенко пишет об учебных заведениях – гимназиях и училищах, о разных районах города. Большое внимание уделено греческому монастырю. Герой книги пел в Митрофаниевской церкви и в церкви Греческого монастыря, одно время и жил в нем: «Монастырь мощный, почти весь каменный и окутан легендой о сокровищах бывшего пирата Куркумелли, в честь которого назван переулок. Екатерина пожаловала Куркумелли за помощь в Русско-Турецкой войне звание почетного гражданина империи…»
«В нашем городе жило много иностранцев. Греки держали хлебные ссыпки и пароходы. Итальянцы торговали заграничными винами, управляли оркестрами и писали картины. Старые люди рассказывали, что раньше в нашем театре лет тринадцать подряд и актерами были только итальянцы и итальянки. На сцене они не говорили, а пели, потому и театр наш тогда назывался необыкновенно: «оперный». Были и турки: они ничем другим не занимались, только пекарни держали… Жили у нас еще немцы, французы, англичане, бельгийцы. Это были хозяева заводов и фабрик, разные директора, управляющие и инженеры… Наверно, потому, что здесь промышляли всякие люди, и дома строились разные».
Начиная с 1913 года Иван Дмитриевич работал сельским учителем в Новобессергеновке. В книге он, описывая свой путь в школу, раскрывает историю некоторых зданий: «За двадцать лет в этой пригородной полосе возникли лишь два кирпичных здания: одно двухэтажное, с густой сетью проводов на крыше, другое — маленькое, с крошечным двориком. В большом, как говорили, работала радиостанция, в маленьком жил заведующий с техниками… Мог ли я предполагать, что всего четыре года спустя оба здания окажутся на территории завода, а их «таинственных» обитателей просто-напросто вытурят, чтобы разместить здесь главную контору».
В другой книге Василенко «Часы Мериме» читаем нежные описания исторических уголков Таганрога: «Сколько бы одесситы ни хвастались своей Каменной лестницей, а наша Каменная лестница с ее ста пятьюдесятью пятью ступеньками, ведущими прямо к морю, несравненно уютней и милей одесской!»
Таков наш Иван Дмитриевич: он не только детям, но и взрослым может рассказать много интересных историй. Особенно если эти люди живут в Таганроге и любят свой город, как любил его писатель Василенко.
Екатерина Галочкина, фото из архива