В ростовском Музее современного изобразительного искусства при поддержке галереи ZHDANOV представили экспозицию «Побег из четырех углов» Юрия Фесенко, художника родом из Таганрога.
Арт-исследование автора — продолжение апрельской выставки этого года в ростовском музее изобразительных искусств(РОМИИ) «Александр Жданов. Последний Пан». Работы самобытного представителя ростовского андеграунда, художника-нонконформиста Жданова, уроженца станицы Вешенской, вновь возвращаются к ценителям искусства Донского края. Жданов известен и тем, что стал одним из родоначальников искусства «ассамбляж» в России.
Черно-белая серия «Зимние паны» Александра Жданова 1985 -1987 годов благодаря Юрию Фесенко предстает в новом ракурсе. Используя жанр «Книга художника», Юрий Иванович объединил текст и изображение, земное и мистическое в некое целостное художественное высказывание. Добавленные в качестве фона пригородные ландшафты раскрывают по-новому повествование картин Жданова. Фесенко органично встраивает героев серии нонконформиста в природные реалии как Франции, так и Звенигорода — с бережным художественным чутьем и своим особенным взглядом. Картины Жданова путешествует спустя годы после гибели своего создателя, и словно пазлы ложатся на пыльные просторные тропы таких далёких друг от друга земель.
Лаконично используя выразительные средства(в одном зале музея — изображение в цвете, а в другом царит черно-белый монохром), художник, представляя работы ушедшего друга и соратника, включил их в свой эвайронмент, пространственную композицию, окружающую зрителя художественной реальностью автора.
Несмотря на непростые, временами тяжеловесные и невеселые посылы изображений, в выбранной автором форме проект поразил гостей выставки своей неожиданной летящей «воздушностью». Дело в том, что большая часть материалов экспозиции выполнена на папиросной бумаге. Это послужило неожиданному эффекту – изображения взлетали при приближении зрителей, тянулись к ним, сюжеты меняли очертания и облетали иную динамику.
Моменты посылов обоих художников можно отразить термином «мудзё»(с японского — «эфемерность», «бренность», «изменчивость»), обозначающим особенное состояние души. Остро ощущая быстротечность времени, хрупкость и изменчивость каждого момента бытия, мгновения, которые «убегают», «выскальзывают» из рук, мы принимаем положенный ход вещей и бережно относимся к каждому отрезку времени, к деталям. Так можно любоваться на облетающие лепестки вишен, понимая, что цвет их увядает.
Говоря об авторском взгляде Юрия Фесенко на творчество Жданова, директор РОМИИ Светлана Крузе отметила феномен соединения творчества двух талантливых художников, напомнив, что образ Пана появился после прочтения Александром Ждановым новеллы «Чудище из Ваккаре́са» Жозефа д’Арбо.
- Тем не менее, это абсолютно свой пан на родной земле — бегущий, тревожный, мятежный. Побег — вообще традиционный, излюбленный художниками сюжет, — заметила Светлана Валерьевна, вспомнив «Бегство в Египет» Тициана и работу Гогена. – «Ждановский» бег — символ странника, оторванного от своих корней.
Светлана Крузе подчеркнула взаимодействие движения и пространства и новую жизнь работ Жданова благодаря взгляду и фотофиксации композиций Юрия Фесенко.
- Год назад побывал в южном Провансе во Франции, и дорога, по которой я шёл, напомнила другую, по которой бродили вместе с Ждановым 40 лет назад. Она вела в посёлок под Звенигородом, где работали и жили тогда, и звали мы эти места «Пристанище»… Я очень благодарен этому художнику за то, что он научил меня понимать, что такое искусство. Идея нового проекта родилась потому, что дороги оказались похожи. Несмотря на совершенно разные климатические зоны, топографию что-то внутреннее их объединяет, — пояснил Юрий Фесенко.
Из южного Прованса через перевод Натальи Кончаловской мифологический Пан попал в Россию, и Юрия Ивановича заинтриговала возможность вернуть его художественный образ в места в физическом мире, где литературный герой родился. Юрий Фесенко подчеркнул — этот эфемерный сюжет рождает множество сопоставлений и размышлений по поводу пути художника в искусстве.
- Реальное движение, что мы создаем и в творчестве, и в жизни, связано с границами. Мы вынуждены эти границы пересекать, нарушать, и чем больше мы это делаем, тем творчество становится глубже. Это единственный способ объединить пространство, — заметил Юрий Иванович. — Разместив репродукции в живой реальной среде, я поразился, насколько совпало с реальностью заочное восприятие, понимание художником структуры земли, её растительности. У меня не оказалось под рукой ни туши, ни бумаги. И я сделал образы из прованских трав, корней, сухих растений. А потом привез работы друга под Звенигород, туда, где и родился ждановский Пан.
Пространственная версия Книги художника, составившая часть экспозиции, включала страницы текста Жозефа д’Арбо на русском и на провансальском языке.
- Я их перерисовывал, переписывал, создав рукописную книгу. И, как мне кажется, испытал погружение в незнакомый язык и повествование при помощи знаков, символов, начертаний. Литеры из литературного образа становились изобразительным, и это тоже своего рода побег, — отметил Юрий Фесенко.
Таганрожцы, почитатели искусства и художники смогли присутствовать при открытии экспозиции.
Старший научный сотрудник Таганрогского музея-заповедника Алла Цымбал поделилась своим впечатлением от нового проекта.
- Я историк, краевед, но считаю Юрия Ивановича немного своим коллегой. Мы работаем на благо памяти, а память – это божий дар, который позволяет нам жить в этом мире, опираясь на лучшие сокровища искусства и духа. Для Юрия Фесенко свойственно проникать в глубины человеческой памяти, восприятия. Он сумел заговорить на языке человека, который сыграл в его жизни важную роль. Погрузиться в мир художника, которого уже нет на этом свете, и вернуть его работы для других, в том числе и для нового поколения, — акцентировала значение нового проекта Алла Августовна.
На прощание гости выставки смогли унести рукописные листы на невесомой бумаге, «пригласив» в свои дома частичку образа «бегуна», неуемного бунтаря, мифического Пана в его вечном художественном движении, нарушающим границы.
Выставка работает до 21 января 2024 года по адресу: Ростов-на-Дону, улица Шаумяна 51.
Марина ДАРЕНСКАЯ, фото автора