Сегодня, 5 октября, школьные педагоги отмечают свой профессиональный праздник – День учителя. Любой из них заслуживает рассказа о себе. Но мы вам представляем Галину Васильевну Вишневецкую. Она — преподаватель русского языка и литературы и заместитель директора 8-й школы, классный руководитель 6-го «Б». Именно она стала единственной представительницей системы школьного образования, удостоенной в этом году Чеховской премии: церемония награждения состоялась в преддверии 324-й годовщины основания нашего города.
На свет Галина появилась 28 января, накануне Дня рождения Чехова, и в детстве хотела стать его коллегой – врачом. А вот школьная подруга, Елена Чернега, мечтала о том, что будет учительницей русского языка и литературы. Галина за компанию с Еленой по выходным ездила из Матвеева-Кургана в соседний райцентр, в Куйбышево, где Таганрогский пединститут проводил подготовительные курсы. И так уж получилось, что обе подруги успешно сдали вступительные экзамены еще раньше школьных выпускных. Выбор между мединститутом и пединститутом был решен в пользу последнего. Тем более, что любимой школьной учительницей Галины была Александра Ивановна Рыбченко, преподававшая именно русский язык и литературу:
- Благодаря ей я полюбила читать, анализировать тексты, писать сочинения, — вспоминает Галина Вишневецкая. — Мы тогда писали огромные сочинения на несколько тетрадных листов – не то, что сейчас.
В институте любимым преподавателем стала Галина Ильинична Тамарли, которая вела иностранную литературу. Коллоквиумы, которые устраивались после прочтения каждого отдельного произведения, Галина Васильевна до сих пор вспоминает, а иногда даже проводит подобные обсуждения со старшеклассниками на своих уроках.
Обе подруги успешно закончили пединститут, обе работают по специальности: Галина – в любимом Таганроге, Елена – в Германии, где преподает русский как иностранный.
О выбранной профессии Галина Васильевна не пожалела ни разу, хотя работа эта далеко не простая: умение, преодолев трудности, увидеть результаты своего труда доставляет огромную радость.
Галина Вишневецкая – счастливый человек, потому что любит не только свою семью, свой педколлектив и свои учебные дисциплины, но и детей, которым их преподает, хотя ученики не только радуют:
- К сожалению, они не читают классику, их пугают объемные произведения. Они привыкли общаться коротенькими СМС. Нынешние дети – другие, не такие, какими были мы. Они менее трудолюбивые. С другой стороны, они мобильнее, общительнее, активнее. Они гораздо легче взрослых находят информацию, обучаются современным технологиям. Но чувства-то остались те же. Они такие же ранимые, ласковые, добрые, бывают хитрыми и скрытными, и все остро нуждаются в любви и внимании по отношению к себе.
Как филолога-русиста её огорчает загрязнение родного языка иностранными словами:
- Английский, считаю, нужно знать, потому что мы живем не изолированно; у нас, как теперь принято говорить, — многополярный мир, — соглашается она. — Кроме того, знание любого иностранного языка – показатель уровня культуры человека, его образованности. Беда — в том, что большинство все хуже владеет как русским, так и английским.
Но она не сетует на то, что ей не нравится, а работает, прежде всего – над собой. И равняется в этом на Антона Павловича:
- К Чехову у меня двойственное отношение, — откровенничает Галина Васильевна. – С одной стороны, я его глубоко уважаю как великого человека, выдающегося философа и психолога, который глубоко знает жизнь, человека, у которого есть, чему поучиться. Но, если честно, я больше люблю зарубежных писателей, наверное, потому что чеховские произведения, на мой взгляд, несмотря на то что дают нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни, слишком уж безрадостные. С другой стороны, не устаю восхищаться силой его характера, его внутренним светом, юмором: ведь Чехов, пожалуй, — самый оптимистичный среди русских классиков.
И она всю душу вкладывает в популяризацию творчества и личности великого земляка:
- У нашего городского Центра внешкольной работы – несколько направлений работы, — рассказывает педагог. — Одно из направлений – «СКИФ», это – аббревиатура: «Союз культуры, истории, фантазии». Мы входим в это направление.
Ее ученики инсценируют Чехова, пишут заметки о своей увлекательной жизни в газету «СКИФ-экспресс». В 2020 году ученик Галины Васильевны, Денис Клименко, с Чеховским рассказом «Ах, зубы!» стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика».
Галина Вишневецкая и сама участвует, причем весьма успешно, во Всероссийских конкурсах педагогического мастерства – с методическим разработками, уроками и внеклассными мероприятиями по творчеству и жизни Антона Павловича Чехова.
Любимый афоризм Чехова — «Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?» Только так, считает Галина Васильевна, можно достойно прожить жизнь.
Муж Галины Вишневецкой тоже преподает, но в ИТА ЮФУ. Дочь не решилась идти в педагогику, учится в Москве по специальности «Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность». Сын – девятиклассник, баллотируется в президенты 8-й школы; школьники, особенно старшеклассники, горячо обсуждают, кому из кандидатов отдать свой голос.
В детстве маленькая Галинка мечтала о том, чтобы… пойти в школу. Мама была знакома с директором школы, поэтому девочку в первый класс приняли в 6 лет: она уже читала лучше одноклассников – спасибо старшей сестре.
У неё и сейчас есть мечта — о мире на всей планете.
Антон Сахновский, фото из архива Галины Вишневецкой.