В районе хутора Недвиговка прошел юбилейный, ХХ фестиваль «Малахов камень». Так называется некоммерческий культурный проект, автор которого – здешний житель и известный в области рок-бард Владимир Растопчинко.
Выбранная для концертов природная площадка подобна своеобразному амфитеатру с большим камнем в центре, который служит сценой. Вместо задника у нее — огромная «чаша» простора с дельтой Дона, стучащими, проезжающими мимо поездами и электричками, далекими камышами, домиками. Даже Ростов виден издалека…
Секрет названия лежит на поверхности – камень территориально расположен на улице Малахова. Фестиваль посвящен памяти и творчеству удивительного поэта и автора песен Геннадия Жукова, представителя нашумевшей в здешних краях в 80-х годах прошлого века «Заозерной школы». Тогда книги его, Виталия Калашникова и Игоря Бондаревского (жив из них только Бондаревский, иногда он ведет программу фестиваля) расходились тысячными тиражами. Заозерную школу составили неформальные, скандальные, «непечатные», борющиеся за свободу слова и мысли поэты. Они нашли прибежище в заповеднике «Танаис». «Насыщенная, голодная, молодая жизнь, неоднократно описанная в стихах. Центр неусыпного внимания государственных правоохранительных органов… Идейный вдохновитель Леонид Григорьевич Григорян, единственный российский поэт в г. Ростове-на-Дону», — писал о школе в 90-х годах прошлого века Геннадий Жуков.
Фестивали искусств «Малахов Камень» проводятся весной и осенью. Полянка превращается в зрительный зал с «партером» и каменными природными «балконами» слева и справа от «сцены». Гости, располагаясь, словно на пикнике, получают удовольствие от концерта, угощаются чаем и общаются с видными деятелями искусства, приезжающими участвовать в программе. Каждый фестиваль длится один день, и он обязательно приходится на субботу, чтобы в воскресенье оставшиеся ночевать гости могли продолжить творческое общение. Запах скошенной травы, кузнечики, сверчки, богомолы и бабочки – прекрасное дополнение к программе. А когда стемнеет — огни, звезды и проезжающие мимо, далеко снизу, маленькие квадратики окон электричек да будто высеченный освещением камень-сцена с поющими и играющими.
Кстати, звук здесь отличный. Им занимается много лет настоящий мастер из Ростова-на-Дону Александр Карнаухов. Он сам – замечательный автор и уверен, что слова должны быть слышны – не каждый обладает поставленным голосом и смелостью, чтобы читать свои стихи, петь песни незнакомым людям. Всё слышно на Камне чисто и четко — и голоса, и инструменты. На фестивале часто выступают группы из Таганрога (на этот раз, к примеру, дуэт «Остановка «Новые дома»). Пела песни гостья из Луганска, участвовали ростовчане, азовчане и другие.
Блюзы, баллады, временами уходящие то в рок, то в фолк – авторские. Звучали и стихи. А «Колокольню» Геннадия Жукова исполнил ансамбль «СкитЪ», состоящий из завсегдатаев здешнего фестиваля, сильных музыкантов. Музыка их имеет свой уникальный характер, впрочем, как и игра, и песни ростовчанина Андрея Задитовского. Иногда игра доминировала над текстами, но в основном всё звучало гармонично. А больше всего «Малахов камень» похож на большую свойскую тусовку. Носятся туда-сюда дети, кто-то пританцовывает, кто-то только приехал – «броуновское движение».
- Я очень жалею, что много лет молчала, — рассказывает поэт Екатерина Балецкая (первый раз участвует в программе на «Малаховом камне»). — Пять лет назад стала иногда приезжать на фестивали. Часто меня не пропускали дальше отбора. Дело вкуса! Познакомилась в Обнинске с Сергеем Канунниковым (автор и исполнитель, лидер московской фолк-рок группы «Возвращение»). Пришла первый раз в студию «Ом» (творческая мастерская и концертная площадка для маленьких мероприятий в формате квартирника в Ростове-на-Дону). Начала там фотографировать, а через год потихоньку читать в студии свои стихи. Меня поддержали. И вот в этом году и на Камне смогла! Стихи должны звучать.
Марина ДАРЕНСКАЯ, фото автора