8 апреля открывается выставка «Александр Жданов. Последний Пан»

8 апреля в Ростовском областном музее изобразительных искусств при содействии галереи ZHDANOV откроется выставочный арт-проект «Александр Жданов. Последний Пан». Экспозиция посвящена выдающемуся художнику-нонконформисту Александру Павловичу Жданову (1938–2006 гг.). 

Культура

В экспозицию включены и работы друзей Жданова, его учеников и соратников по неофициальному искусству 70–90-х годов – Леонида Стуканова, Юрия Шабельникова, Леонида Кабарухина, Михаила Басова, Валерия Кульченко, Веры Колгановой, Юрия Фесенко. Пятеро из семи – таганрожцы. А курирует выставку Юрий Фесенко, который уже знаком нашем читателям по проекту «Личный город» (недавно мы рассказывали о созданном художником удивительном ковре-обереге Таганрога).

Что же касается работ Александра Жданова, они хранятся и в различных музеях мира, таких престижных, как Государственная Третьяковская галерея или музей Рутгерского университета (США, собрание Нортона Доджа), и в частных коллекциях. При этом мастер малоизвестен российским ценителям искусства.

Неожиданным образом сочетая традиции русской пейзажной живописи и радикальные тенденции мирового искусства прошлого столетия, Александр будто не замечал границ между бесконечно далекими друг от друга подходами к искусству.

Будущий художник родился в станице Вёшенской, его детские впечатления связаны с Доном. Семилетку окончил в Уссурийском крае, а время его учебы в Ростовском художественном училище совпало с «оттепелью» 60-х. Позже Жданов жил в столице, работал в окрестностях Звенигорода, называя место на берегу Москвы-реки своим «Пристанищем», а в конце 80-х перебрался в США. Там полюбил предгорья Аппалачей, где над рекой Шенандоа, как он и завещал, впоследствии развеяли его прах.

Природа всегда оставалась для него «местом силы», и, как следствие, здесь рождались его лучшие художественные образы. Начиная с 80-х, главным персонажем в работах художника стал Пан – мифологическое существо, царь живой природы. Образ Пана слился с натурой своего создателя, в дальнейшем «странствуя» вместе с автором его дорогами, пересекая географические широты, страны и континенты. Подмосковные леса и озера, болота и солончаки Прованса, дикие леса Аппалачей населяло изображение странного существа, летящего над кронами деревьев либо стремительно бегущего по кромке бескрайних полей. Прототипом этого получеловека-полузверя, как рассказывают друзья Жданова, явился персонаж новеллы Жозефа д’Арбо «Чудище из Ваккареса», который произвел неизгладимое впечатление на художника.

После отъезда Жданова из СССР в 1987 году судьба его полутора тысяч холстов, графических работ, ассамбляжей, скульптурных объектов, коллажей, оставшихся на Родине, остается неизвестной. Те немногочисленные работы, которые иногда «всплывают» на аукционах современного искусства, говорят о необычайной одаренности их создателя, но не дают возможности в полной мере оценить широту творческого диапазона.

В выставочном арт-проекте «Александр Жданов. Последний Пан» представлены восемь работ художника из частных собраний, выполненные в 70-80-е годы в Ростове-на-Дону и окрестностях Звенигорода. На выставке также можно будет увидеть фотоматериалы, рассказывающие о жизни Жданова, постеры, репродукции живописных работ и графических листов, предоставленные семьей художника. По завершении экспозиции работа Александра Жданова «Пан летящий» будет передана Юрием Фесенко в дар Ростовскому областному музею изобразительных искусств. А посетить выставку можно до 28 апреля по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Чехова, 60.

Марина ДАРЕНСКАЯ, фото предоставлено Юрием Фесенко

Актуальные новости города и области смотрите в нашем ТГ-канале  и в соцсетях «Вконтакте» и «Одноклассники».

Таганрогская правда
Добавить комментарий

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.