19 декабря музыкальная общественность Таганрога отмечает 100-летие известного в прошлом музыканта, педагога, заместителя директора музыкальной школы имени П.И. Чайковского, дирижера сводного духового оркестра города 70-80-х годов легендарного Николая Пантелеевича Суркова. Вся его жизнь — яркий пример беззаветного служения высокому искусству музыки.
Детство, отрочество, юность
Николай Пантелеевич Сурков родился 19 декабря 1919 года, в самый разгар Гражданской войны. В семье таганрогского портного Пантелея Петровича Суркова воспитывалось шестеро сыновей, Николай — самый младший из них. В детские и отроческие годы ничто не предвещало его увлечения музыкой. В 1934 году он окончил школу-семилетку № 3, находящуюся недалеко от их дома на Рыбной площади. В этом же году 15-летний Николай поступил на рыбозавод учеником бондаря и одновременно — в ФЗУ при заводе, чтобы получить специальность токаря. Окончив через два года училище, пошел работать на завод имени Димитрова.
Однажды с друзьями он попал на концерт духового оркестра в один из городских клубов. Исполнение военных маршей и красивых оркестровок впечатляло. Особенно понравилось соло одного музыканта на неизвестном ему инструменте. Инструмент пел, стонал, издавал щемящие душу звуки. Так впервые Николай услышал звучание кларнета, и ему страстно захотелось научиться играть на нем. И вскоре он стал заниматься в этом же клубе у известного музыканта того времени Леонида Андреевича Оранского. Врожденные музыкальные способности позволили в кратчайшие сроки освоить инструмент, и уже через год Николай сносно играл на кларнете в составе клубного оркестра.
А еще через год Николай поступил в Таганрогский музыкальный техникум имени А.К. Глазунова на вечернее отделение по классу кларнета. Однако на третьем курсе в связи с болезнью техникум пришлось оставить. Требовалось сделать перерыв и подлечиться. За это время он окончил среднюю школу № 15 и вновь поступил на завод имени Димитрова по своей рабочей специальности – токаря. Но на заводе проработал недолго. Токарное ремесло осталось в прошлом, теперь все его желания и мысли были подчинены музыке.
В тридцатые годы в Таганроге большой популярностью пользовался симфонический оркестр под управлением Валериана Молла, который в летнее время регулярно играл на зеленой эстраде городского парка. И молодому кларнетисту Николаю Суркову посчастливилось пройти хорошую профессиональную выучку в этом знаменитом коллективе. Но это было только началом большого творческого пути музыканта.
Война, оккупация, фронт
Начавшаяся война нарушила все планы молодого музыканта. Фронт стремительно приближался к Таганрогу. А непосредственные бои за город осенью 1941 года поставили большую семью Сурковых перед выбором: эвакуироваться или будь что будет. Для эвакуации нужен был транспорт или хотя бы эвокарта – документ, позволяющий выехать из города. Но кто бы простому портному предоставил транспорт на всю его многодетную семью? А эвокарты выдавали далеко не всем. К тому же бросить на произвол судьбы собственное хозяйство у Суркова-старшего рука не поднималась. Как-то оно всё обернется после войны? Вернутся, а дома нет или у него уже новый хозяин. По этой причине многие таганрожцы жертвовали свободой и предпочитали остаться «под немцем». И Сурковы, оказавшись заложниками ситуации, остались в городе.
Об этом периоде своей жизни Н.П. Сурков позднее напишет в анкете: «С ноября 1941 г. по август 1943 г. работал в гордрамтеатре кларнетистом». Это обстоятельство в 1965 году при рассмотрении кандидатуры Суркова на должность заместителя директора музыкальной школы вызовет некоторое замешательство у чиновников «наробраза», но всё закончится благополучно, и Николая Пантелеевича назначат заместителем по учебной работе. Но не будем забегать вперед.
В августе сорок третьего пришло долгожданное освобождение. 44-я армия, вступившая в город, стала пополнять личный состав частей за счет призыва мужского населения Таганрога. И Николая Пантелеевича как военнообязанного призвали в армию. Учтя его гражданскую специальность и состояние здоровья, определили музыкантом военного оркестра. За два года службы он прошел четыре фронта – 4-й Украинский, 1-й Прибалтийский, 2-й Прибалтийский и Ленинградский. И всё это время с кларнетом не расставался. Несмотря на войну, музы не молчали. Демобилизовался Сурков в сентябре 1945-го как инвалид Отечественной войны III группы. А на его гимнастерке поблескивала медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Музыкант, наставник, педагог
Приехав в Таганрог, демобилизованный музыкант пришел на прежнее место работы – в городской драмтеатр, который к тому времени уже носил имя А.П. Чехова, и влился в обновленный коллектив театрального оркестра. С первых дней работы он подружился с заведующим музыкальной частью театра, композитором и дирижером оркестра Иваном Леонидовичем Горбенко, дружба с которым продолжалась многие годы. В театре Н.П. Сурков поработал до 1948 года, после чего начался новый этап его творческой биографии. Еще в ноябре сорок пятого Суркова как опытного музыканта пригласили в музыкальную школу имени П.И. Чайковского педагогом по классу кларнета. Но исполнительскую деятельность он не бросил и по вечерам играл в оркестрах кинотеатров «Октябрь» и «Рот-Фронт». Это особая страничка в его жизни.
В сорок пятом, а по некоторым данным, в сорок четвертом, в кинотеатрах «Рот-Фронт» и «Октябрь» стали возрождаться эстрадные оркестры, работавшие там еще до войны. И Николая Пантелеевича позвали играть в оркестр кинотеатра «Октябрь». Старшее поколение таганрожцев помнит красивого, импозантного музыканта, играющего попеременно то на кларнете, то на саксофоне (на снимке – второй слева). От других музыкантов его отличали дисциплинированность, деловитость и внутренняя собранность. А если к этому добавить высокий профессионализм и исполнительскую культуру, то станет понятно, почему именно его ввели в художественный совет при кинотеатре «Октябрь». Благодаря этим же качествам в пятьдесят девятом ему предложили возглавить оркестр в кинотеатре «Рот-Фронт».

Эстрадный оркестр кинотеатра «Октябрь». 1950-е годы
Оркестр «Октября»
И потекла ритмичная жизнь музыканта. Днем он работал в музыкальной школе, а вечерами играл на сцене малых залов кинотеатров. В те годы по средам с концертной программой в Таганрог приезжал Ростовский симфонический оркестр, и Николай Пантелеевич постоянно общался с музыкантами-кларнетистами. Нередко после концерта у него в доме на «Карлочке» бывали известные музыканты этого оркестра С.М. Трибух и А.Т. Садомов. В домашней обстановке коллеги совместно музицировали и обменивались профессиональными секретами.
В 1960 году в городе вновь открылось музыкальное училище, и Николаю Пантелеевичу предложили вести в нем класс кларнета. В жизни музыканта и педагога Н.П. Суркова было много ярких и интересных страниц. Это и создание в послевоенные годы духового оркестра в спецдетдоме, где воспитывались дети комсостава РККА, и руководство эстрадным оркестром ТРТИ, которым он руководил многие годы.
В 1974 году Николай Пантелеевич возглавил сводный духовой оркестр города, который участвовал в праздничных городских мероприятиях и смотрах-конкурсах. Авторитет Суркова среди музыкантов и коллег был очень велик. С ним считались, к его мнению и оценкам прислушивались. А когда при горисполкоме создали городской художественный совет, Сурков стал одним из его постоянных членов.
Но где бы Николай Пантелеевич ни работал и какие бы должности ни занимал, он оставался верен свой музыкальной школе, в которой проработал более пятидесяти лет, двадцать из них – в должности заместителя директора. В феврале 1996 года по состоянию здоровья Н.П. Сурков ушел из школы. А через девять месяцев его не стало.
В заключение остается назвать имена учеников Николая Пантелеевича или, как они его называли за глаза, Пантелеича. Так просто, по отчеству, без имени, обычно называют людей, к которым испытывают огромное уважение, что отнюдь не признак панибратства или «дружеской ноги». И если в среде музыкантов звучало имя Пантелеич, то все сразу понимали, о ком идет речь. Потому как он был единственным и неповторимым в своем роде музыкантом и педагогом.

Класс Н.П. Суркова 1962 года (сидит третий справа); рядом с ним слева — концертмейстер Н.А. Щипановская
Пантелеич – это целая эпоха в истории музыкальной культуры Таганрога, которая продолжалась в его учениках. Вот только некоторые имена: Анатолий Терещенко, Анатолий Туманов, Михаил Суслов, Иван Огарь, Олег Шведин, Сергей Малыхин, Михаил Ефанов, Владимир Бутенко, Георгий Гдалевич, Александр Макаров, Виктор Литвиненко, Иван Прокопенко, Рафик Хастыкьян и многие-многие другие. Да разве можно всех назвать, их столько было!..
Виктор Волошин