Выставка «Небылицы в лицах» размещена в двух залах второго этажа Дворца Алфераки. Она открылась в преддверии Всемирного дня мультфильмов и Дня российской анимации. И теперь продолжит работу до 1 июня.
В первом зале представлены работы одного из классиков книжной графики — Юрия Васнецова. Он стоял у истоков детгизовской «школы» и иллюстрировал произведения русского фольклора, стишки, потешки, прибаутки, народные сказки – такие, как «Теремок», «Сорока-белобока», «Коза-дереза», «Курочка Ряба». Изображения зверей и птиц, выполненные Юрием Алексеевичем, напоминали игрушки и сразу становились родными малышам.
Простые, незамысловатые иллюстрации Юрия Васнецова близки и понятны детям разных поколений. В них живут традиции народных сказок, в них читаются наши истоки.
В следующем зале посетителей встречает кот. Это — автолитография художника-графика и писателя Евгения Чарушина «На охоту кот идет».
В этом зале привлекают внимание большие акварельные рисунки известного художника-иллюстратора Евгения Рачева. Он занимался книжной графикой сначала в «Детгизе», потом в издательстве «Малыш», где 20 лет был главным художником и воспитал не одно поколение молодых иллюстраторов детской книги.
Евгений Михайлович — художник-анималист с потрясающей фантазией: на созданных им иллюстрациях животные носят одежду, имеют человеческую мимику и характер. Нарисованные им звери и птицы похожи на разных людей: на хитрых или простодушных, на добрых или злых, на умных или глупых, на озорных, веселых, смешных. Евгений Рачев иллюстрировал произведения Михаила Пришвина и Виталия Бианки, басни Крылова, «Алёнушкины сказки» Мамина-Сибиряка, русские народные сказки и сказки народов Севера.
Эстампы Ивана Архипова по русским былинам о богатырях Илье Муромце, Вольге, Микуле Селяниновиче и других раскрывают яркие выразительные монументальные образы. В технике цветной линогравюры, благодаря упругому линейному силуэту, создается динамичный и могучий образ, в котором воплотилась вся богатырская сила героев. Ритм линий, перетекающих одна в другую, перекрещивающихся, идущих рядом строят образно-художественное решение идеи непобедимой силы русских былинных героев.
В середине ХХ столетия художник-график Виктор Пензин своим творчеством возрождает забытые было традиции народной гравюры — лубка. Виктор Петрович собирал старый русский лубок, изучал его основные средства художественной выразительности и лаконичности языка. На основе полученных знаний и вооружившись опытом профессионального художника, владея разными техниками эстампа, Пензин делает лубок, придавая ему особое современное звучание. Мастер открывает школу «мастерская народной графики». В технике резцовой гравюры с подкрашиванием акварелью или анилиновыми красителями он создает листы по народным песням, пословицам и поговоркам, иллюстрирует «Слово о полку Игореве».
Особняком на выставке стоят пять автолитографий советского еврейского художника Анатолия Каплана. Он не работал в жанре детской книжной иллюстрации, и его представленная на выставке серия цветных литографий «Козочка» является скорее фантазией на темы древнего еврейского фольклора.
На выставке представлены авторские работы из коллекции Ростовского областного музея изобразительных искусств.
В обоих экспозиционных залах на разного рода мониторах демонстрируются советские мультипликационные фильмы: художников-мультипликаторов на их творчество вдохновляли старшие товарищи, чьи работы и представлены на выставке «Небылицы в лицах». Причем внимательному посетителю просмотр и сравнение представленной графики и демонстрируемых мультфильмов позволяют выявить явную преемственность.
Ориентированная на мальчиков и девочек, нынешних и бывших, уже давно повзрослевших, выставка продолжит работу до 1 июня, Международного дня защиты детей, включительно.
Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ.
Фото автора и Сергея Плишенко