В последнее время у таганрожцев среднего поколения и молодежи проявляется неподдельный интерес к истории города 30-х годов минувшего века. И это естественно. В те годы Таганрог стремительно развивался по всем направлениям общественной жизни. В городе работали крупные по тем временам промышленные предприятия, совершенствовались система всеобщего и среднего образования, медицина, да и в сфере культуры Таганрог не отставал от областного центра.
Вносил свой вклад Таганрог и в обороноспособность страны, подготовку военных кадров. В городе открылся аэроклуб – начальная ступень обучения будущих летчиков, а в 1937 году — училище военных летчиков, через два года получившее имя комбрига Валерия Чкалова.
В то же время начало работать ЦКБ под руководством главного конструктора Г.М. Бериева по проектированию самолетов морской авиации, а такие заводы, как авиационный им. Димитрова, инструментальный им. Сталина, «Красный гидропресс», непосредственно выпускали продукцию оборонного назначения.
В этой статье мы расскажем об одном из выпускников Таганрогского аэроклуба, участнике Великой Отечественной войны младшем лейтенанте Илье Коростелеве. Но сначала несколько слов о самом аэроклубе.
Старт давал аэроклуб
Согласно сведениям историка таганрогской авиации Сергея Емельянова, Таганрогский аэроклуб появился на карте города в июне 1935 года. У его истоков стояли Г.М. Бериев, летчики-испытатели завода им. Димитрова П.А. Номан, А.Л. Ульсен, военинженер 3-го ранга Чигирев. Первым начальником аэроклуба стал летчик-испытатель, комбриг авиации А.А. Ульсен. Учлёты, так стали называть курсантов лётной секции аэроклуба, осваивали самолет У-2 (учебный), совершая полеты с небольшого аэродрома за станцией Марцево. А теоретическую подготовку проходили в классах двухэтажного здания дореволюционной постройки на углу ул. Ленина (Петровской) и пер. А. Глушко. Обучение велось по двухгодичной типовой программе для учебных заведений подобного профиля.
За весь предвоенный период аэроклуб подготовил более восьмисот летчиков, техников, парашютистов, планеристов. По окончании аэроклуба большинство выпускников направлялись в лётные училища и школы ВВС страны. В разные годы в аэроклубе прошли обучение Герои Советского Союза В.И. Помещик, В.П. Лукьянцев, А.П. Компаниец, И.В. Пащенко, А.Г. Ломакин, Г.И. Чаговец, В.А. Эмиров, В.П. Стрельников, Б.Н. Тихонов. Стали генералами и заслуженными военными летчиками СССР В.П. Стрельников и Н.Г. Голодников.
Осенью 1941 года, с приближением линии фронта к Таганрогу, личный состав аэроклуба эвакуировали в г. Уральск, где на его базе сформировали училище первоначальной лётной подготовки. Рассмотрение дальнейшей судьбы Таганрогского аэроклуба выходит за рамки настоящей статьи, поэтому мы продолжим рассказ о младшем лейтенанте И.П. Коростелеве.
Судьба курсанта
В 1938 году в училище был принят 20-летний юноша Илья Коростелев из далекого города Сатка Челябинской области. Каким образом он попал в Таганрог, нам неведомо. Однако, судя по возрасту, Коростелев мог приехать в наш город после прохождения срочной службы, например в СКВО. Так поступали многие и в те годы, и спустя десятилетия. Тем не менее он оказался в Таганроге, а в Сатке жила его мать, Мария Андреевна Коростелева.
Учась в аэроклубе, Илья познакомился с таганрогской девушкой Шурочкой Хизуновой — с ней молодой курсант стал проводить всё свое свободное от полетов и занятий время. К концу обучения встал вопрос о женитьбе. Но Илья получил направление в лётное военное училище, что стало преградой для их совместного счастья. В то время для курсантов военных училищ существовал негласный запрет на вступление в брак. После обучения – пожалуйста, а во время учебы семейные отношения не поощрялись. И молодые расстались с надеждой на будущее. Но началась Великая Отечественная война. В училище, где учился Илья, провели досрочный выпуск, и курсанты в звании сержантов получили назначения в авиационные фронтовые части. Так Илья оказался в 50-й авиационной дивизии дальнего действия. И всё пришлось начинать заново, но уже во фронтовых условиях. Он осваивал материальную часть бомбардировщика дальнего действия ДБ-3ф, учился взлетать и сажать машину на полевой аэродром, имитировал бомбометание. А через год, когда получил звание младшего лейтенанта, ему доверили боевую машину.
Кстати, в каком лётном училище учился курсант Коростелев и на каком типе дальнего бомбардировщика летал, доподлинно неизвестно, но некоторые сведения мы почерпнули из истории знаменитой дивизии.
50-я дальняя бомбардировочная дивизия
50-я авиационная дивизия дальнего действия была сформирована по Постановлению Совнаркома СССР № 2265-977сс от 5 ноября 1940 г. При формировании в состав дивизии вошли:
- 81-й ДБ авиационный полк, аэродром базирования – поселок Хотунок под Новочеркасском;
- 228-й ДБ авиационный полк, аэродром базирования – поселок Хотунок (там же);
- 229-й ДБ авиационный полк, аэродром базирования Ростов-Центральный;
- 231-й ДБ авиационный полк, аэродром базирования Ростов-Центральный.
Личный состав полков дивизии формировался в основном выпускниками Краснодарского и Чкаловского авиационных училищ. И можно предположить, что сержант Коростелев, оканчивал одно из них.
Оснащалась дивизия самолетами ТБ-3, ТБ-7, ДБ-3, Дб-3ф (Ил-4). Первым командиром дивизии стал полковник Сергей Сергеевич Лебедев, прослуживший в этой должности с апреля 1940-го по март 1942 года. Уже в первые месяцы войны дивизия пополнилась 21-м бомбардировочным полком (с 13.08.41) и 250-м тяжелым бомбардировочным авиаполком (с 09.07.41). Боевые действия начала 22 июня 1941 года, затем участвовала в Барвенково-Лозовской операции (1942 г.), Сталинградской битве (1942-1943 гг.), Белгородско-Харьковской (1943 г.) и Донбасской операции (1943 г.), а также в других крупных военных операциях Красной армии по освобождению территории СССР и стран Восточной Европы от немецко-фашистских захватчиков, включая битву за Берлин.
В боях за Донбасс
Боевой путь младшего лейтенанта Ильи Коростелева и экипажа его самолета трагически оборвался в 1943 году в боях за Донбасс. В ночь с 23 на 24 августа самолет Коростелева вылетел на боевое задание в район ж/д станции Дебальцево. Через какое-то время радиосвязь с ним прекратилась, и на базу самолет не вернулся. На борту боевой машины, кроме Коростелева, находились штурман Михаил Куранов, стрелок-радист Иосиф Ревис и воздушный стрелок Константин Кораблин.
Дата и место гибели самолета указывали на то, что это произошло в ходе Донбасской наступательной операции, в дни прорыва Миус-фронта.
Подробности гибели самолета Ильи Коростелева стали известны из документа тех лет под названием «Именной список безвозвратных потерь 50-й авиационной дивизии дальнего действия за период с 01.09.43 по 10.09.43». Как и положено, в правом верхнем углу стоял гриф «Секретно». В этом списке значилось шесть фамилий, шесть погибших «сталинских соколов». Кроме экипажа младшего лейтенанта Коростелева, в нем мы обнаруживаем еще двух военнослужащих, погибших в эти же дни. Это Халил Сагиндыков, младший лейтенант, штурман, погибший в ночь на 1 сентября 1943 года в результате катастрофы самолета на аэродроме В/Облиевской, и Алексей Иванович Коровацкий, сержант, воздушный стрелок, 3 сентября 1943 года в результате разрыва взрывателя АВ-1 получивший тяжелое ранение. Произошло это над рекой Быстрой в районе хутора Марьевка. Понимая безысходность своего положения, он застрелился из табельного пистолета. Места захоронения этих двух пилотов известны.
Документ, подготовленный начальником штаба 50-й АД ДД подполковником Г.С. Зотиным, уйдет по инстанции в отдел кадров авиации дальнего действия, а матери погибших воинов получат похоронки со стандартным текстом: «Ваш сын <звание, имя и фамилия> пропал без вести 24 августа 1943 года в районе ж/с Дебальцево в боях с немецко-фашистскими захватчиками». Обломки самолета и останки членов экипажа дальнего бомбардировщика, наверное, до сих пор покоятся где-то в землях некогда братской Украины.
Вечная память героям той войны, не вернувшимся к своим матерям и невестам!