Новая возможность погрузиться в исторические истоки градостроительства и архитектуры Таганрога, определившие особенный облик нашего города — планшетная выставка «Для пользы и красоты города», которая открылась в музее «Градостроительство и быт г. Таганрога».
Таганрог в фондах ГАРО
В Государственном архиве Ростовской области (ГАРО), в фонде № 581 сохранился огромный пласт материалов, касающийся разных сторон деятельности Таганрогского строительного комитета, под руководством и надзором которого формировался неповторимый облик Таганрога в первой половине XIX столетия. Документальное повествование от момента учреждения комитета в 1806 году и вплоть до его ликвидации в 1867 году содержит 815 единиц хранения. И некоторая часть ценных свидетельств того времени на обозрение широкого круга представлена впервые.
«Для полноты картины здесь — уникальные материалы из Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге и Музея архитектуры им. А.В. Щусева», — пояснила кандидат искусствоведения, руководитель музея «Градостроительство и быт г. Таганрога» Марианна Григорян.
Неотъемлемой частью выставки стали подлинные экспонаты из фондов Таганрогского музея–заповедника, а также из собрания коллекционеров Елены Алексеенко и Сергея Лаврова, иллюстрирующие отдельные стороны деятельности комитета.
В качестве автора идеи создания данной совместной выставки Марианна Евгеньевна представила заведующего сектором отдела информации и публикации ГАРО Вячеслава Гречко. Специалист отметил: документов из Таганрога в плане архитектуры и строительства сохранилось гораздо больше, чем из Ростов-на-Дону.
«В фондах с №570 по №670 практически всё связано с Таганрогом. Тут и городской училищный совет, и Таганрогский комитет Всероссийского женского союза, и Земский союз помощи, и отделения Госбанка, и Мариинская женская гимназия. Фонд №581- дела и чертежи, преимущественно касающиеся вашего города, но там присутствуют и материалы по Нахичевани и Мариуполю. Мы рады, что смогли оказаться полезными для создания этой замечательной выставки», — подчеркнул Вячеслав Сергеевич.
Генеральный план
В 1802 году в главных портах юга нашей страны — в Таганроге, Одессе, Феодосии и Керчи появились особые административно-территориальные единицы — градоначальства. А в 1807 году к таганрогскому градоначальству присоединили Ростов-на-Дону, Нахичевань-на-Дону и Мариуполь. Это время стало важным для преобразований Таганрога, которые осуществлялись при непосредственном участии одного из самых деятельных его градоначальников, Балтазара Кампегаузена. В 1805 году Кампегаузен через министра внутренних дел выступил с докладной запиской, подробно описав провинциальный город, который не имел ни регулярного плана, ни упорядоченной примечательной архитектуры. В Таганроге в те годы не существовало ни одного кирпичного или известкового завода. Застаивался город бессистемно, на скорую руку. Непрочные мазанки, крытые камышом, в основном, «лепились» около упразднённой крепости.
13 апреля 1806 года появилось высочайшее утверждение об образовании Таганрогского городского комитета об управлении городских строений, а с 1811 года он стал называться «Таганрогский строительный комитет». Собственным строительным комитетом в ту пору могли похвастаться лишь Москва, Санкт-Петербург, Керчь и Одесса. Во всех остальных городах действовали «экспедиции на местах», подчиняющиеся непосредственно главному строительному комитету при Министерстве внутренних дел.
В 1808 году Таганрогский строительный комитет представил генеральный план города — на принципах «регулярства», унаследованных от времен Петра Великого. Сохранялась роль крепости, как главного композиционного центра, однако кварталы города значительно перешагнули границы крепостной территории и выстроились в сеть.
Отражение политики
«Жизнь городу давала, в основном, торговля, и в первую очередь строительный комитет заботился о строительстве торговых сооружений. С 1806 по 1810 год появились магазины, амбары, всевозможные склады на так называемом «биржевом» берегу. Здесь осуществлялась застройка территории Купеческой и Лесной бирж, выросло здание таможни. Построили и карантин», — рассказала Марианна Евгеньевна.
Кроме того, строительный комитет ведал культовыми сооружениями. По проекту петербургского архитектора Луиджи Руска под надзором комитета осуществлялось строительство католической церкви, которая стала первым каменным церковным зданием в городе. Это единственное из культовых сооружений, по личному распоряжению Александра I возведенное за счет государственной казны. Мотивировалось это тем, что католическое население в Таганроге «столь мало и незначительно», что не сможет собрать средства прихожан для строительства своего храма…
Также, под надзором строительного комитета осуществилось строительство заставы: шлагбаума в виде двух обелисков, украшенных гербами.
Общественные здания благотворительного назначения в этот период чаще всего не строились за счёт города, а выкупались у крупных владельцев и приспосабливались под общественные нужды. Так случилось с домом Екатерины Шауфус (в замужестве — Лакиер). Русский предприниматель и благотворитель греческого происхождения Иван Варваци приобрел здание для размещения здесь богоугодных заведений, и передал городу Таганрогу. Архитектура отражала важную часть государственной политики
«Города, которые получили регулярные планы с улицами, вычерченными, будто бы «под линеечку», должны были получить и совершенные красивые классические здания», — подчеркивает Марианна Григорян.
Под пластами краски
И города их, конечно, получали. На экскурсии можно услышать о пяти томах издания «Собрание фасадов, Его Императорским Величеством Высочайше апробованных для частных строений в городах Российской Империи», тех, что рассылали в губернии с циркулярной инструкцией о их применении. Например, в начале XIX века государство регламентировало нечетное количество окон на фасаде, соблюдались пропорции: ширина простенка между окнами — больше ширины окна, а высота кровли не должна превышать третью часть ширины всего здания.
Утвердив масштабные соотношения, «на выходе» получили красоту и общность стиля. Жесткие рекомендации о выборе сдержанной палитры фасадов и цоколей свидетельствовали и о высоком художественном вкусе и всестороннем образовании законодателей.
В музее можно узнать о том, какие дома в Таганроге хранят под напластованиями краски и безразличного отношения владельцев чистые линии архитектуры знаменитых зодчих. Здесь расскажут о времени пребывания Александра I в Таганроге, и выписке из журнала строительного комитета о покупке дома Елизаветой Алексеевной с описью внешних и внутренних помещений дворца, из «сокровищницы» краеведа – фонда ГАРО. Объяснят, как обустройство Воронцовской набережной и конной дороги повлияло на вид морского фасада города, и почему это стало фатальным в судьбе строительного комитета. Вернув забытые имена архитекторов, авторов проектов, множество исторических вех поведут вас по дороге времени.
Выставка, как книга
Для создания новой экспозиции многие люди кропотливо изучали и реставрировали документы, чертежи, материалы, фотографировали, измеряли, описывали… В том числе, и люди из другого времени. Как, например, замечательный архитектор Яков Рубанчик, который проделал колоссальный труд, чтобы описать исторические сооружения «города портиков и колонн», «города в стиле ампир» Таганрога в далеком 1929 году. О каком бы времени не шла речь, прогресс движим одинаково увлеченными исследователями, очень требовательными к истинности результатов, к себе и к своей работе. Как художник Владимир Верготи, который выполнил дизайн планшетов, как и сама Марианна Григорян, год назад представившая великолепную книгу об истории архитектуры и градостроительства Таганрога конца XVII-начала ХХ века, сотрудники музеев, фондов и многие, многие другие.
«Это не просто выставка. Перед нами в планшетах развернулась целая книга. Здесь — серьёзная исследовательская работа двух коллективов, Государственного архива ростовской области и Таганрогского государственного литературного историко-архитектурного музея-заповедника в лице музея «Градостроительство и быт г. Таганрога», — подчеркнула директор ТГЛИАМЗ Елизавета Липовенко.
Она отметила, что на выставке много глубокого научно-исследовательского материала, который будет интересен и жителям, которые любят свой город, и гостям Таганрога, и тем, кто серьезно занимается вопросами градостроительства.
«Надеюсь, выставка увлечет и юных таганрожцев, которые ещё только влюбляются в наш город, а должны его полюбить по-настоящему. Чтобы в будущем делать его ещё интереснее, ещё краше, ещё уютнее», — добавила Елизавета Васильевна.
Марина Даренская, фото автора