В музее «Градостроительство и быт Таганрога» открылась новая экспозиция — «Ретро 3D». В её основе лежит частная коллекция семьи Круговых из Ставрополя — стереопары конца ХIХ – начала ХХ века. Супруги разыскивали данные раритеты на аукционах России, Германии, Франции и других стран в течение 20 лет.
В пику заблуждению, что 3D — достижение наших современников, выставка наглядно демонстрирует: появление технологии — заслуга ученых совсем другого времени.
Известно, что эффект в стереоскопе достигается за счет просмотра двух фотографий одного и того же вида, выполненных с разных точек на расстоянии 6,5 см (среднестатистическое расстояние между человеческими зрачками). Стереоскоп изобретён ещё до появления фотографии, и первые стереопары были рисованными. Подлинные стереопары размещены на стендах выставки, над каждой – объемное изображение, выполненное с применением уже более современных технологий. Как описала Наталья Кругова, лентикулярный пластик, на каждом сантиметре которого расположены направленные в разные стороны 28 линз, наложен на нарезку из тонких полосок двух картинок стереопары, где эти полосы чередуются меж собой. И пластик визуально объединяет их в единое изображение.
Среди сюжетов – виды США и Франции рубежа ХIХ и ХХ столетий. Стереопары с изображением старейшего курортного региона России, кавказских Минеральных Вод. Постановочные картинки с бытовым, забавным, поучительным и умильным содержанием, победители старинного авторалли, многое-многое другое…
- На выставке представлено 57 стереопар, объединенных в несколько информационных блоков. На фотографиях можно в деталях разглядывать то, что будоражило воображение людей конца ХIХ – начала ХХ веков. В данной подборке мы хотели показать значимые события того времени, исторические места, — рассказывает Наталья Валериевна.
В представленной части коллекции есть фотосессия семьи Льва Толстого, отснятая к его 80-летию. Круговы не смогли найти её в России, так как эта серия работ была выполнена ограниченным тиражом. Им посчастливилось раздобыть данные стереопары на аукционе в Германии. Среди других старинных вещей, представленных Круговыми, стереоскоп Оливера Холмса 1886 года выпуска.
Как рассказала на презентации выставки кандидат искусствоведения, заведующая музеем «Градостроительство и быт г. Таганрога» Марианна Григорян, еще античные исследователи изучали оптические явления. Известен и интерес к этой теме ученых эпохи Возрождения. В своё время Леонардо да Винчи описал камеру обскура — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. В 1838 году англичанин Чарльз Уитстон изобрел стереоскоп. А год спустя благодаря французу Луи́ Жаку Даге́ру появился первый дагерротип, прародитель современной фотографии. Два этих изобретения и легли в основу увлечения, охватившие впоследствии жителей практически всех стран.
В числе прочего стереопары использовались как учебное пособие для студентов, стали неотрывной частью салонной культуры. Виды далеких стран, животные, планеты, человеческие органы: объемные изображения давали глубину для новых ощущений и лучшего представления о любом предмете.
Стереоскопы оказались в каждом доме, были доступны любому сословию, их продавали миллионами. Но любой популярности однажды приходит конец. После первой мировой войны это повальное увлечение вытеснили кинематограф и, как ни странно, недорогие почтовые открытки.
История фотографии обширна и увлекательна, как роман. В качестве иллюстрации становления привычного нам, но от этого не менее удивительного искусства, музей органично дополнил коллекцию предметами из своих фондов. Впервые представлены уникальные снимки юной Марии Шароновой, хозяйки особняка, в котором теперь расположен музей. И ручной стереоскоп (с выгравированным орнаментом, характерным для модерна) от американской фирмы Underwood & Underwood, который принадлежал Павлу Филевскому, первому из известных историков Таганрога.
В зале действует интерактивная зона: репринты десятка старинных оригиналов может посмотреть на современном стереоскопе любой посетитель. Аудиогид по вашему желанию подробно расскажет обо всех экспонатах. Выставка работает до 2 мая.
Марина ДАРЕНСКАЯ, фото Сергея Плишенко