20 июля – праздник у коллектива факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского института имени А.П. Чехова: юбилейный День рождения доктора философских наук, кандидата педагогических наук, профессора кафедры психологии Татьяны Дмитриевны Скудновой.
Окончив школу № 34 с золотой медалью она, будучи гуманитарием, поступила на факультет иностранных языков Таганрогского пединститута. Блестяще его окончив, стала преподавателем немецкого языка в гимназии имени Чехова, а вскоре возглавила секцию романских языков кафедры иностранных языков ТРТИ.
Преподавать немецкий и французский, общаться со школьниками и со студентами, а также с коллегами-филологами – все это ей было по душе. Однако хотелось еще более важного: личностного роста, саморазвития и самосовершенствования. Изучение французского и немецкого языков помогло познакомиться с Жан-Жаком Руссо и с другими французскими просветителями, с их трудами; учителем Татьяны стал и знаменитый немецкий философ Иммануил Кант, который был также выдающимся педагогом, ректором Кенигсбергского университета, читавшим студентам лекции по педагогической антропологии.
Татьяна уезжает в столицу, заканчивает очную аспирантуру факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, защищает кандидатскую диссертацию. Вернувшись в Таганрог, вновь поступает в пединститут. Работает доцентом кафедры психологии и, на протяжении 20 лет (1990-2010), преподавателем областного педагогического лицея.
Главный плюс коронавирусной пандемии
В 1994 году Татьяна Дмитриевна создает кафедру социальной педагогики и психологии и ее возглавляет. За 25 лет работы все больше коллег становятся единомышленниками педагога-гуманиста Татьяны Скудновой, которая вот уже четыре десятилетия (40 лет – ее научный стаж) говорит о том, что человек – это высшая ценность, не только субъект социальных, производственных и других отношений, не только потребитель, но прежде всего – творец.
В область её научных интересов изначально входит философия образования. Профессор Скуднова у себя в альма-матер квалифицируется как основоположник нового перспективного направления в психолого-педагогическом образовании – антропологического подхода, основанного на разностороннем, целостном, интегральном видении ребенка и вообще человека.
В начале марта нынешнего года благодаря инициативе и всемерной поддержке со стороны директора Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ), доктора политических наук, кандидата филологических наук, профессора, депутата городской Думы 7-го созыва, председателя комитета по науке, образованию и культуре Андрея Юрьевича Голобородько, а также при участии декана факультета, доктора философских наук, профессора О.А. Музыка и заведующей кафедрой психологии доцента О.А. Холиной на базе факультета социальной педагогики и психологии открыт Центр междисциплинарных исследований «Антропология Детства»; возглавила его Т.Д. Скуднова. В структуру Центра вошли три подразделения института: психологическая клиника, лаборатория практической и экспериментальной психологии и кабинет междисциплинарных исследований проблем антропологии детства. Объявленная вскорости после этого коронавирусная самоизоляция показала актуальность и своевременность создания Центра.
По мнению Татьяны Дмитриевны, у пандемии множество плюсов, а главный из них – она побудила многих остановиться, задуматься, заглянуть в свой внутренний мир, заняться саморазвитием и самосовершенствованием. Конечно, лучшая пора для этого – детство.
Вперед и вверх – за счастьем
«Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совершенного человека». Эти слова принадлежат любимому учителю Татьяны Дмитриевны – Константину Дмитриевичу Ушинскому. Он еще в позапрошлом веке говорил о том, что главное назначение системы образования не в том, чтобы сделать ученика грамотным, а в том, чтобы помочь ему стать счастливым. Однако возможно это лишь при его постоянном развитии.
Занимаясь изучением психологии развития человека, Татьяна Скуднова вполне закономерно пришла в акмеологию – науку о вершинных достижениях человека (о том, как происходят самоорганизация, самовоспитание, самоактуализация человека; и как ему добиться вершин в своем саморазвитии).
Профессор Скуднова и сама продолжает восхождение к новым вершинам; одна из них – её внук. А еще — каждый успешный ученик, среди которых создатель и руководитель АНО «Луч надежды» Сенильга Бартенева, контент-продюсер фестиваля «Таврида-АРТ» и Центра развития культурных инициатив (Москва) Лаура Афанасьева, психолог-логопед реабилитационного центра Барселоны (Испания) Мария Пашкова, директор Центра развития ребенка «Остров сокровищ» Виктория Сидельник, директор Психологического центра реабилитации Алексей Илларионов, доцент кафедры общей педагогики Таганрогского института имени А.П. Чехова Наталья Топилина и многие другие.
Новых вершин Вам, Татьяна Дмитриевна!
Антон СЛОВАКОВ, фото из семейного архива
Ранее «Таганрогская правда» писала об онлайн-конкурсе на лучший рассказ (сказку) для детей «Мистер Добрый дом». Организатором конкурса является Ростовское региональное отделение Российского общества «Знание», партнером выступает Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал «РГЭУ (РИНХ)»).