125-летие отмечает таганрогский Историко-краеведческий музей

125 лет назад, 22 июня 1898 года, стараниями Антона Павловича Чехова и его однокашника по гимназии Павла Федоровича Иорданова Таганрог обрел свой городской музей.  Поначалу он размещался в двух комнатах при городской Управе. В 1914 году музей перешел в новое здание городской библиотеки. С 1930, на протяжении вот уже почти столетия, музей располагается в красивейшем в городе здании – во Дворце Алфераки. Из этого музея выросли: Таганрогский музей-заповедник в составе 8 музеев, Таганрогский художественный музей и Народный военно-исторический музей Великой Отечественной войны «Самбекские высоты».

Культура

В прошлом году Историко-краеведческий музей открыл свои двери после окончания очередных ремонтно-реставрационных работ. Постоянная экспозиция пока не создана, благодаря чему в музейных залах экспонируются выставки, самая интересная и масштабная среди которых – «Путешествие в Азию». Выставка создана на основе одной из крупнейших и старейших музейных фондовых коллекций, включающей предметы из Китая, Японии, Индии и других стран Востока.

В конце XIX – начале XX веков Центральная и Восточная Азия являлась объектом интенсивных исследований, было проведено свыше 20 русских экспедиций. В её изучение свой вклад внесли и наши земляки.

В 1879 году сын создателя Дворца Алфераки, русский орнитолог и энтомолог Сергей Алфераки, путешествовал в Среднюю Азию, Казахстан и Западный Китай, в некоторых частях Тянь-Шаня он стал первым визитером из Европы.

Этнограф Анатолий Гудзенко посетил Индию, Китай и Японию. Им была собрана коллекция восточных произведений декоративно-прикладного искусства, большая часть которой находится в Кунсткамере Санкт-Петербурга. Предметы, переданные в городской музей Таганрога, в начале ХХ века послужили началом формирования восточной коллекции.

Впоследствии фонды краеведческого музея пополнились предметами, переданными вдовой генерала Павла Ренненкампфа. Генерал Ранненкампф, участвовавший в китайской кампании русской армии, не жалел средств на приобретение в Китае произведений искусства. Из революционного Петрограда Ранненкампфы вместе с ценной восточной коллекцией приехали в тихий Таганрог, являвшийся родиной супруги прославленного военачальника. Но большевики легендарного генерала настигли и здесь, ему было предложено стать командиром Красной Армии, за отказ 63-летний ветеран был зверски убит.

Выставка «Путешествие в Азию» демонстрирует, в частности, удивительно тонкое и филигранное прикладное искусство Китая, которое достигло запредельных высот и приобрело мировую известность благодаря накапливаемому тысячелетиями культурному наследию: китайская цивилизация никогда не прерывалась, китайцы не отказываются от своего прошлого, а бережно сохраняют его; эта непрерывность, возможно, – главная цивилизационная черта Китая.

Китайский фарфор, который в Европе в средние века называли «белым золотом», производится в течение трех тысячелетий. Чай человечеству тоже подарили китайцы, так что изготавливаемые специально для европейцев китайские фарфоровые чайные сервизы – полупрозрачное напоминание всем нам о роли Китая в жизни и развитии всего человечества.

Китайцы изобрели не только бумагу, но и открытки.

История китайских печатей восходит к династии Инь (1562—1027 гг. до н. э.). Наряду с живописью, каллиграфией и поэзией, резная печать традиционно считается одним из четырех уникальных китайских искусств, составляющих культурное наследие Китая. 

Китай – родина также и шелка, и веера.

Китайская бронза представляет собой уникальное явление в мировой культуре — благодаря качеству и масштабности литья и сложности отливок.

Посетителей также могут восхитить резьба по дереву и кости, керамика, эмали, изделия из металлов, драгоценных и полудрагоценных камней и многие другие творения китайских и японских мастеров.

В экспозиции в изобилии представлено и оружие – как холодное, так и огнестрельное — китайское, персидское, турецкое. К слову, порох тоже – китайское изобретение.

В целом экспозиция через предметы быта, культа и разнообразных сфер человеческой деятельности представляет собой развернутую во времени и пространстве картину развития материальной культуры крупнейших стран Азии: Китая, Японии, Индии, Персии, Турции. Всего в 4-х выставочных залах – свыше 400 экспонатов.

Впрочем, здесь представлена не только материальная (овеществленная) культура. По стенам, на стилизованных свитках, – множество изречений восточных мудрецов. А начинается выставка с расположенных в нишах высказываний. Это – японская традиция: на стене в глубине ниши располагается какэмоно – вертикально расположенный свиток, шелковый или бумажный, на котором изображен рисунок или каллиграфическая надпись – девиз, изречение, стихотворение. 4 ниши, 4 свитка. Вверху двух из них – иероглифы, вверху двух других – арабская вязь. Перевод у всех 4-х слов – один и тот же – «знание». И 4 текста на русском языке, каждый – высказывание о знании одного из выдающихся представителей Востока.

Особая гордость музея и представленной выставки – японские гравюры военно-патриотической тематики. Таганрогский музей-заповедник обладает самой большой в России коллекцией японских ксилографий, посвященных китайско-японской войне (1894-95 гг.). Всего их у нас – 35, еще 2 посвящены русско-японской войне (1904-05 гг.).

В конце XIX века впервые в мировой истории изобразительное искусство в общенациональном масштабе было поставлено на службу пропаганде. Художники, изображавшие до этого красивые пейзажи, японских красавиц бабочек и птичек, стали воспевать войну. Один Бог ведает, что при этом творилось в душе каждого из них.

Представленные в экспозиции ксилогра́фии являются разновидностью графического искусства. Ксилография — способ гравирования по дереву, а также оттиск на бумаге с деревянной печатной формы — эстамп. Разновидностью этого вида творчества стала гравюра укиё-э, «искусство текущего мира», имеющая ряд жанров. Две победоносные для Японии войны – китайско-японская (1894-95) и русско-японская (1904-05) – не только инспирировали появление нового жанра сэнсо-га (изображение войны), но и продемонстрировали великую роль пропаганды.

Обе войны были развязаны Японией, милитаризм и агрессию которой в своих колониальных интересах нагнетала Великобритания. Но при этом сами японцы обе эти войны считали справедливыми. В эту свою весомую лепту внесли японские художники. Их представленные на выставке работы демонстрируют не только превосходство японских армии и флота, японского народа и его духа, не только силу и героизм японцев, но также их человеколюбие и гуманизм.

Куратор выставки «Путешествие в Азию» — старший научный сотрудник Таганрогского музея-заповедника Татьяна Артюшкина, удостоенная в этом году почетного звания «Лучший работник культуры Дона». Родилась она 22 июня – в годовщину создания в Таганроге городского музея, в годовщину начала Великой Отечественной – самой страшной войны в истории нашего народа.

Круг научных интересов Татьяны Анатольевны очень широк – она занимается изучением вопросов развития экономики и культуры Таганрога на протяжении всего ХХ века. И по Фаине Раневской она – ведущий на сегодня специалист. Но волей или неволей приходится заниматься и войнами – Первой Мировой, Гражданской, Великой Отечественной.

— Пока создавался музей «Самбекские высоты», — столько слез пролила, — признается. – Без них невозможно было изучать касающиеся войны документы. Недавно ездила туда снова – ради оказания методической помощи. И снова – слезы, бессонница, теперь уже – от знакомства с СВО.

Антон Сахновский, фото автора, Анатолия Ивашова и из архива

Актуальные новости города и области смотрите в нашем ТГ-канале  и в соцсетях «Вконтакте» и «Одноклассники».
Таганрогская правда
Добавить комментарий

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.