Взгляд: уличные попрошайки — нужда или прибыльный бизнес?

Взгляд: уличные попрошайки — нужда или прибыльный бизнес?

Многие из нас сталкивались с попрошайками на улицах Таганрога, особенно на городских рынках. Есть те, что просто стоят и просят деньги, другие – буквально пристают к прохожим, хватая их за руки. Третьи действительно пытаются заработать, играя на баяне или скрипке в надежде, что проходящие мимо люди бросят в картонную коробку мелочь. Что заставляет их становится попрошайками – нужда или холодный расчет? Корреспондент «Таганрогской правды» пообщался с такими людьми…

«…Подайте, пожалуйста, сколько сможете», – еле слышно повторяет старушка, протягивая руку каждому, кто выходит из магазина. Кто-то отдает ей мелочь, кто-то равнодушно проходит мимо…

Я решил узнать, что заставило эту женщину в дряхлом пальтишке и в изношенных туфлях переступить через стыд и просить подаяние. Спрашиваю: «На что собираете деньги?» «На хлеб!» – тихо пробормотала бабуля. Я зашел в магазин, купил пакет молока и батон и уже представил, как будет рада эта милая бабушка. Но старушка посмотрела на меня с укором, быстро спрятала продукты в прохудившуюся сумку и продолжила свою «работу».

В другой раз видел, как деньги на хлеб уже слезно просила вполне приличная женщина, объясняя, что «детей нечем кормить». Однажды по нашему большому многоквартирному дому ходили мужчина и заплаканная женщина с ребенком, как они говорили – многодетные погорельцы, оставшиеся без крыши над головой и средств к существованию. «Дайте сколько не жалко!» – умоляли несчастные бездомные. Люди, проникаясь состраданием, помогали всем, чем могли. А потом я совершенно случайно увидел, как просящие украдкой выбрасывали вполне добротные вещи в мусорный контейнер. Видимо, им нужны были только деньги…

Ежедневно по утрам  на такую «работу» в городе выходит немало нищих. К ним мы уже привыкли: каждый день они стоят на одном и том же месте, ездят в одном и том же транспорте, пристают с «жалостливыми» песенками к пассажирам в электричках, предлагают за определенную плату какие-то стихи и прозу. У одних в глазах – мольба о помощи, у других – холодный расчет. Не секрет, что попрошайничество сегодня — своеобразный «бизнес». Тяжело осуждать людей, которых жизнь вынудила просить милостыню, которым здоровье не позволяет подзаработать. Другое дело – те, кто каждый день выходит на паперть, чтобы иметь возможность купить бутылку дешевого вина…

Как же закон определяет попрошайничество? Я долго искал ответ на этот вопрос на просторах интернета. В конце концов, выяснил – да никак! Нет такого определения! А вот по определению Википедии попрошайничество  – активное прошение у прохожих людей денег и других материальных ценностей, являющееся для просящего основным средством дохода. Часто сочетается с бродяжничеством. Короче говоря, попрошайничество – это социальное явление, выраженное в систематическом выпрашивании денег или иного имущества у других граждан. Лицо, занимающееся попрошайничеством, согласно Административному кодексу может быть наказано за мелкое хулиганство, если будет доказано, что его приставание к гражданам носило оскорбительный характер. Максимальный размер штрафа, установленный КоАП, составляет 2000 рублей. Также нарушителю могут назначить административный арест, срок которого не превышает 15 суток.

Уголовное преследование попрошаек не предусмотрено. Зато за вовлечение в попрошайничество Уголовный кодекс наказывает довольно строго. Человек, побуждающий несовершеннолетнего встать «на паперть», запросто может попасть за решетку на целых четыре года.

Вообще привлечь попрошайку к ответственности проблематично. Хотя бы потому, что, как уже было сказано выше, действующее российское законодательство не дает четкого ответа, кого можно считать попрошайкой, а кто по сути – законопослушный и приличный гражданин. Например, несколько лет назад на слуху была история о мальчике, который читал на Арбате стихи Шекспира, за что и оказался задержан действующими сотрудниками полиции. Вроде бы что плохого в том, что мальчик декламирует стихотворения классика за вознаграждение? Что плохого делают уличные музыканты, играющие на улицах, площадях и в парках?

Законодательство не уточняет, можно ли считать уличных музыкантов, поэтов, художников попрошайками. Откровенно говоря, юридических оснований на то нет. С таким же успехом можно считать акцией попрошайничества любой музыкальный концерт. Пожертвование на развитие творчества в данном случае – дело совершенно добровольное, никто у прохожих деньги из карманов не вынимает. Ни в одной развитой стране мира полиция не борется с уличными музыкантами и не штрафует их.

В Таганроге тоже таких немало талантов. На улицах и площадях можно увидеть саксофонистов, гармонистов, людей, изображающих живые скульптуры…

Например, в последнее время часто вижу живую статую с двуручным мечом (если не ошибаюсь, образ взят из компьютерной игры «Готика»), что удивляет и зачаровывает прохожих. Но когда актеру кидают монетку, фигура неожиданно оживает и устраивает короткое представление. Прохожие, особенно дети, фотографируются на память. Что это? Форма самовыражения, хобби или заработок? Интересно, что об этом думают читатели «Таганрогской правды»?..

То, что законодательство не содержит определения попрошайничества, – большой юридический казус, позволяющий уходить от ответственности людям, которые действительно заслуживают наказания. Однако этот казус – не единственный. Даже если попрошайке выпишут штраф, взыскать его практически невозможно. Полицейский не имеет права прямо на месте принимать оплату из денег, которые собрал бездомный, – это запросто можно квалифицировать как взятку. Конфисковать собранные деньги допустимо только по решению суда. Если человек проигнорирует штраф, судебным приставам просто негде будет найти его. Получается, что сейчас наказание для попрошаек существует «для галочки» – на самом деле законодательный механизм не работает.

Таганрожцы относятся к попрошайкам по-разному: кто-то подает лишь музыкантам, кто-то не подает вообще, считая, что только пьяницы просят милостыню, а всем нуждающимся помогает государство. Один студент сказал мне, что не подает милостыню только потому, что сам не зарабатывает. А пенсионер, напротив, убежден, что необходимо подавать всем, кто просит, ведь в Евангелии написано: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад»…

Александр Лапенков, фото автора


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Перейти к содержимому