Таганрогские дома со своей историей

Продолжая повествование об особняках, которые являли гордость нашего города, о привычных нам, порой ставших почти незаметными из-за небрежности владельцев чудесах таганрогской архитектуры начала ХIХ века, мы снова обращаемся к исследованиям кандидата искусствоведения, заведующей музеем «Градостроительство и быт города Таганрога» Марианны Григорян. В этом выпуске расскажем о двух домах — генерал-майора Грекова и председателя коммерческого суда Ильи Алфераки.

Дом генерал-майора Грекова

Улица Чехова — из старейших в Таганроге. Берет свое начало от территории бывшей крепости и простирается в северо-западном направлении, как и прежде, оставаясь главной планировочной осью города.

Одним из видных «старожилов» на ней был и остается особняк Грекова, расположенный на перекрестке улицы Чехова (Полицейской) и переулка Красного (Соборного). Построен он был в 1820 году для участника русско-турецкой войны 1787—1791 годов, наполеоновских войн (1805—1807 гг.) и Отечественной войны 1812 года Тимофея Грекова, генерал-майора русской императорской армии.  Ансамбль застройки Чеховской улицы вместе с этим домом входит в перечень объектов культурного наследия регионального значения.

Расположен полутораэтажный особняк по адресу: улица Чехова, 121. Архитектурный строй здания относится к несколько провинциальному варианту русского классицизма. Портик (см. значение выделенных слов в Архитектурном словаре в конце публикации) его опирается на шесть колонн, которые вместе с ограждением образуют балкон бельэтажа на выступе полуподвала. С каждой колонной перекликается пилястра на фасаде, украшенная лепкой. Колонны поддерживают антаблемент с прямоугольными зубчиками по карнизу.

Приземистые колонны напоминают карандаши, потому что их толщина у основания и верхушки почти одинакова. Заметно упрощена форма кори́нфских капителей, отсутствует такая важная деталь антаблемента, как фриз.

Когда мы смотрим на это монументальное сооружение, возникает чувство, будто для полной гармонии чего-то не хватает.  Вероятно, то же замечал и его неизвестный архитектор. И, стараясь изменить общее впечатление, дополнил особняк отчасти перегруженным массивным аттиком, в поле которого до нашего времени сохранились парные геральдические грифоны.  

Архитектурный обмер, выполненный архитектором Яковом Рубанчиком в 1929 году, иллюстрирует, что домпрактически полностью сохранил до наших дней свой первоначальный облик. Это в большой степени заслуга организации «Спецпроектреставрация», сотрудники которой в 1994 году выполняли реконструкцию по заказу местного филиала ростовского банка «Донинвест».

Стремясь обеспечить прочность и практичность, реставраторы отнеслись к восстановлению первоначального архитектурного облика здания бережно и с большим вниманием.

Дом председателя коммерческого суда Ильи Алфераки

Один из особенных образцов усадебной застройки Таганрога начала ХIХ столетия — старинный особняк, в прошлом — дом Ильи Алфераки, расположенный на пересечении Александровской улицы и переулка Антона Глушко. Уникальные фотографии и архитектурный обмер 1929 года, выполненные Яковом Рубанчиком, которые Марианна Григорян обнаружила в одном из московских архивов, позволяют по достоинству оценить как сам памятник архитектуры, так и масштаб утрат деталей его облика.

В годы русско-турецкой войны отец Ильи Алфераки сражался на стороне России и получил от императрицы Екатерины II обширные земельные наделы в пределах таганрогского округа, а также грамоту на российское потомственное дворянство. Илья Дмитриевич стал крупнейшим землевладельцем и хлеботорговцем Приазовья, председателем Таганрогского коммерческого суда, известнейшим благотворителем своего времени.

Именно на его средства в 1860-х годах перестроили обветшавшую церковь Всех Святых на христианском кладбище, к которой были добавлены трапезная и колокольня (содержал на свои деньги Илья Алфераки и школу при кладбищенской церкви).

Особняк на углу Александровской улицы принадлежит к разновидности безордерного классицизма. «Собрание фасадов его императорским величеством опробованных для частных строений в городах Российской империи» 1809—1812 годов издания, согласно которому тогда застраивалась большая часть центральных улиц Таганрога, предусматривало и такие проекты, отличающиеся экономичными решениями.

Характерными чертами, указывающими на классицизм, является строгая симметричность композиции, нечетное количество окон на фасаде, классические карнизы с сухариками. Филенки заполнялись лепными орнаментами, а цоколи и углы таких зданий зачастую обрабатывались горизонтальными рустами.

Одноэтажный, поднимавшийся на высоком полуподвале особняк Алфераки принадлежит к редко встречающемуся в Таганроге типу жилого дома с антресолями. В ХIХ веке так называли верхний полуэтаж с низкими потолками и небольшими окнами, начинавшимися в его комнатах почти у самого пола. Антресоли отличались уютом и оставались самым теплым местом в доме. Там селили пожилых домочадцев, располагали спальни хозяев, помещения для детей, которые жили рядом со своими с гувернантками и учителями. Подобные дома были характерны именно для дворянского сословия, они не получили распространение в купеческой и мещанской среде.

Классическое здание имеет два пятитонных фасада, соединенных скругленной угловой частью. Тот, что выходит на Александровскую улицу, оформлен более парадно, и по сей день его, так же, как и дом Грекова, украшают лепные панно с геральдическими изображениями парных грифонов, крылатых львов. Если обратиться к старым фотографиям, мы увидим одну из безвозвратно утраченных деталей: в центральной части располагался объемный эркер граненой формы на фигурном кронштейне.

Выход в эркер, который в ХIХ веке называли висячей комнатой, осуществлялся из парадной гостиной, окна которой приходились на уличный фасад. До наших дней сохранились некоторые элементы внутреннего убранства этой гостиной: золоченые полуколонны, тонкая лепнина карнизов и потолков. По свидетельству старожилов, комнаты раньше были украшены богатыми фресками.

Надворный советник Илья Алфераки оставался владельцем дома до самой своей смерти в 1867 году, после особняк приобрела купеческая жена Аглая Сфаэлло. В 1873 году отставной хорунжий войска донского Иван Краснощеков пристроил к западному фасаду здания большой пятиоконный дом с высокими полуциркульными окнами и деликатной лепкой. В таком виде комплекс из двух разновременных зданий превратился в целостный фрагмент городской застройки исторического центра Таганрога. Кстати, с этим домом произошла удивительная история. Ролик, размещенный музеем «Градостроительство и быт г. Таганрога» летом минувшего года с материалами, собранными воедино Марианной Евгеньевной, привлек внимание таганрожцев к судьбе особняка, и она изменилась к лучшему. «Таганрогская правда» планирует выяснить эту историю в деталях и поделиться ею с читателями.

Марина ДАРЕНСКАЯ, фото Якова Рубанчика, из архивов музея «Градостроительство и быт г. Таганрога», Анатолия Ивашова. При подготовке текста статьи использован авторский материал М. Григорян из фильмов «Из прошлого таганрогских особняков: Дом генерала Х.П.Кирсанова. Дом И. Д. Алфераки».

Архитектурный словарь

Аттик — декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом.

Антаблемент — верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах.

Сухарики, дентикулы — декоративное украшение в виде ряда направленных вниз зубчиков.

Капитель — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая пластический и конструктивный переход к горизонтально расположенному антаблементу.

Портик – ряд колонн (иногда — пилястр), помещенный перед фасадом здания.

Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены. Имеет те же ордерные части (ствол, капитель, база), что и колонна.

Фриз — средняя горизонтальная часть антаблемента (заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым). 

Руст (рустовка, рустик) – отделка стен, имитирующая крупную кладку. Филенка — часть поля стены, пилястры или двери, обведенная рамкой или углубленная.

Публикации по теме: «Таганрог — город портиков и колонн», «Таганрог в стиле ампир, или Дома с именами», «Таганрогские особняки с особым характером».

Комментарии:

Добавить комментарий для Наталья Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Skip to content