Сразу после завершения карантина на историческом здании Таганрогского художественного музея появилась красочная афиша «Шедевры из Европы» в собрании ТХМ», приглашающая таганрожцев и гостей города познакомиться с западноевропейским искусством ХVI-ХХ веков. Ведь потребность в духовной пище не терпит длительного перерыва.
О ярком выставочном проекте Таганрогского художественного музея мы попросили рассказать главного хранителя музейных предметов Ольгу Костину. Оксана Вячеславовна работает здесь с 2004 года. Она — грамотный, эрудированный искусствовед, принимала участие в подготовке многих выставочных проектов, раскрывающих уникальность коллекции Таганрогского художественного музея.
Оксана Вячеславовна, расскажите, пожалуйста, подробнее, что ожидает зрителей, пришедших на выставку с таким интригующим названием? В чем подвох? Неужели действительно шедевры, и действительно из Европы?
- Таганрогский художественный музей давно позиционирует себя как музей русского искусства. Именно по интересным и ярким собраниям отечественной живописи ХVIII-ХХ веков нас знают далеко за пределами донского региона. Однако за свою многолетнюю историю музей сформировал и небольшой раздел европейского искусства. В него вошли подлинные произведения ведущих европейских школ, начиная с ХVI столетия. Среди них оказались и известные имена, и безусловные шедевры, достойные внимания и оценки зрителя. Каждый шедевр этой выставки в свое время пришел из Европы (разными, в том числе и неизвестными нам, путями), а вот в музейное собрание они поступали от частных лиц или из других музеев. Объединившись в единый выставочный проект, каждая из работ европейских художников рассказывает о своем времени и представляет особенности своей школы, а в общем калейдоскопе имен и жанров знакомит зрителя (пусть в сокращенном варианте) с колоссальным по объему и красоте европейским искусством.
Какие, на ваш взгляд, экспонаты занимают особое место на выставке?
- Таких работ немало. Достойным внимания зрителя является образец религиозной живописи ХVI столетия – алтарные расписные створки с изображением Страстного цикла. Не оставит равнодушным и динамичная композиция известного библейского сюжета «Суд Соломона» в интерпретации неизвестного фламандского художника ХVII века. Уникальным в своем роде является произведение неизвестного автора, повторившего в ХIХ веке полотно итальянского живописца П. Батони «Кающаяся Мария Магдалина», навсегда утраченное во время Великой Отечественной войны. Одно из центральных мест экспозиции занимает великолепный женский портрет английского художника викторианской эпохи У.Ф. Йемса. Интересными покажутся произведения европейских мастеров ХХ века.
Какие ведущие европейские школы представлены на выставке?
- Выставка охватила многие крупные школы Европы — Италии, Франции, Голландии, Англии, Германии, Польши. Каждая из работ доносит до зрителя все стилистические и жанровые особенности, характерные для той или иной страны определенного периода. Так, полотна голландской живописи ХVII столетия «Весёлое общество», «Конный рынок» и «Семейный концерт» убедительно передают жанровые предпочтения голландских художников, их интерес к жизни современного общества. История итальянской школы, столетиями связанной с религиозной живописью и создавшей в истории искусства совершеннейший образ Мадонны, прекрасно отразилась в небольшой работе евангельского содержания «Поклонение Терновому венцу». Идеальный мир в рамках созданного стереотипа времен Третьего рейха появляется на картинах, написанных в 1939 году художником K. Sawert.
Имена, сюжеты, все ли авторы известны?
В истории европейского искусства немало известных имен, много малоизвестных художников, но еще больше тех, кто, оставив свое творение, ушел в небытие. Кисти неизвестных авторов, к сожалению, принадлежит значительная часть представленных на выставке произведений. Вопросы, однако, касаются не только авторства, до конца не определены и некоторые сюжеты картин, например, женский персонаж с портрета немецкого художника К. Фогеля. Думаю, что эти «белые пятна» — явление временное. Даже пока готовилась выставка, многое удалось уточнить: определить авторов, школы, датировки, историю бытования и просто узнать очень интересные факты. Весь этот новый материал зритель сможет услышать во время экскурсии.
На выставке представлены только живописные произведения?
- Есть и образцы графики, несколько скульптур европейского происхождения. Это делает ее более информативной и разноплановой, дает возможность по достоинству оценить богатство нашего музейного собрания.
Спасибо большое, Оксана Вячеславовна, за столь интересное и познавательное интервью. Уверена, что, прочитав его, многие таганрожцы и гости города захотят увидеть шедевры из Европы своими глазами.
Беседовала Елена Чехова.