«Солнце внутри» — онлайн-проект продолжается

Инклюзивный онлайн-проект «Солнце внутри» Автономной некоммерческой организации «Луч Надежды» и кафедры психологии Таганрогского института имени А.П. Чехова при поддержке Благотворительного фонда «Синара» продолжает «зажигать» ребятню и взрослых из Таганрога, России и даже ближнего зарубежья.

Наша газета уже рассказывала о таганрогском педагоге и психологе Сенильге Бартеневой, которая стала инициатором и главным организатором совместного инклюзивного онлайн-проекта. Однако, как подчеркивает сама Сенильга Эмильевна, это работа командная. Итак, представляем – не всю команду, но основных ее игроков.

Оксана Холина, зав. кафедрой психологии Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ):

  • Сенильга Эмильевна как представитель нашей кафедры, как человек, долгое время занимающийся инклюзивным образованием, инклюзивной культурой, узнала, что Благотворительный фонд «Синара», созданный Трубной Металлургической Компанией, в которую входит и наш «Тагмет», организует конкурс проектов. Грантовое финансирование сейчас – нужная и важная форма поддержки.

Мы откликнулись на эту идею, на заседании кафедры было принято решение о том, что нужно подавать заявку. Еще весной в течение двух недель разработали календарный план, подготовили и отправили все документы. И, не дожидаясь результатов конкурса, начали его реализовывать с 1 июня, Международного дня защиты детей. Нам показалось очень важным объединить в рамках этого инклюзивного онлайн-проекта разные сообщества. Позднее узнали, что наш проект победил и с 1 июля стал финансироваться Благотворительным фондом «Синара». Нас также поддерживает региональный проект «Особенное детство» Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Грантовый проект продолжается в течение шести месяцев, до конца года. Но если человек зажег солнце и в себе, поверил в себя, увидел, что он не одинок, мы уже не можем его бросить. Решено, что «Солнце внутри» и в дальнейшем останется с нами: мы не оставим свою аудиторию – тех, кому это оказалось нужно!

Лично я провожу занятия с детьми, посвященные разработке мелкой моторики, которая влияет на развитие головного мозга и всех психических процессов. Во всём этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. Еще Сухомлинский отмечал: «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Но у современных детей развитие мелкой моторики недостаточное. Раньше в русской культуре оно было непосредственно связано с трудовыми навыками: дети и гречку перебирали, и вообще помогали на кухне. Но и сама психология во многом ремесло. Книг мало. Нужна практика. Этот проект – практика и для нас, преподавателей, и для наших студентов, которых мы тоже подключаем, в том числе как участников, как ведущих.

Елена Казанцева, доцент кафедры психологии, руководитель инклюзивного онлайн-проекта «Солнце внутри»:

  • На нашем факультете психологии и социальной педагогики в последние годы очень активно разрабатывается такое направление, как инклюзия, сопровождение детей с особыми потребностями в развитии. И этот наш проект очень хорошо вписался в данное направление. Инклюзия — долгий путь навстречу друг другу, это ювелирная психолого-педагогическая работа, совместная с родителем, во благо ребенка. Высшая школа формирует образовательную среду. Но наши теоретические и методические материалы до практиков, работающих в детских садах и школах, доходят не всегда. Карантин позволил нам воспользоваться самоизоляцией для организации этого пространства: мы подключили к нашему онлайн-проекту многих людей, которые были разобщены, объединили их на почве развития у детей различных способностей и возможностей.

Мы, во-первых, сформировали образовательное пространство для детей, во-вторых, повышаем инклюзивную культуру: у нас в проекте участвуют наряду с остальными и дети с особенностями в развитии. Мы даем полезные рекомендации и родителям, и педагогам, и психологам: у нас очень широкая аудитория, и это для всех – абсолютно бесплатно. И мы всегда рады живому отклику аудитории, вопросам, предложениям. Считаю, этот проект – очень хорошее связующее звено между высшей школой в нашем лице и практиками. Он у нас пробный. Мы демонстрируем, что мы умеем, представляем разные формы работы. У нас была и танцевальная терапия, и работа с метафорическими ассоциативными картами, и песочная терапия, которая имеет разные направления: можно рисовать песком на плоскости, можно создавать целый мир из песка, а точнее, для большинства — из манки; манная крупа во многом даже лучше.

Анна Москаленко, доцент кафедры психологии:

  • Меня поражает глубокая реакция детей. Занимаясь вопросами развития эмоционального интеллекта участников проекта, обращаю внимание на их обратную связь. Меня очень радует этот опыт; радость – видеть их счастливые лица. За полчаса проводимых занятий мы успеваем поиграть, порисовать, проработать различные эмоции в игровой форме. Большой интерес вызвало занятие для родителей по теме гендерного воспитания детей.

Александр Макаров, зам. декана факультета по воспитательной работе:

  • Я в нашей команде – чтобы помогать, сопровождать. Веду группу «ВКонтакте», чаты во время занятий, обрабатываю информацию, размещаю ее в интернете. Я – модератор, навигатор и пресс-секретарь. А еще подключаю к этому проекту наших студентов, будущих психологов: для них это условие профессионального роста. Во многом благодаря этому проекту у нас постепенно складывается профессиональное сообщество, которое уже вышло за пределы России. Мы транслируем наши занятия на платформах «Инстаграм» и «Фейсбук»; разрушаем барьеры, в том числе возведенные пандемией.

Наряду с работой с детьми по их разностороннему развитию проводим психологические гостиные с родителями, причем в чатах разворачиваются бурные дискуссии. Говорим о тех смыслах, которыми наполняем свою жизнь, о проблемах, с которыми сталкиваемся, о своем отношении к ним. Поэтому данный проект, помимо всего прочего, имеет и большую просветительскую функцию, повышает психологическую культуру родителей и детей. Считаю, наш опыт уникален: мы совмещаем онлайн и офлайн.

1 октября, в Международный день музыки, у нас на факультете были замечательные скрипачи из музыкального колледжа. А я – дома, у компьютера, но музыка пробивает барьеры любых экранов. Я вспоминаю те свои ощущения – мурашки по коже. Обратная связь существует! Думаю, у таких проектов, как «Солнце внутри», есть будущее и в образовании, и в социальной сфере, и в решении многих психологических проблем. Современный мир с его антропологическим кризисом, с кризисом духовности, гуманности становится очень метафоричным.

«Солнце внутри» — своеобразная метафора, идея гармонии. Идея накопления света и тепла в собственной душе и распространения их вокруг себя. Мы очень дорожим этим проектом, живем им уже почти полгода. И с ним у нас открываются новые перспективы.

Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ, фото автора

Актуальные новости города и области смотрите в нашем ТГ-канале  и в соцсетях «Вконтакте» и «Одноклассники».
Таганрогская правда
Добавить комментарий

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

  1. Сенильга

    Спасибо огромное за информационную поддержку нашего проекта, дорогие коллеги!

    Ответить
  2. Спицына Ольга

    Мне, как руководителю клуба «Солнышко», для семей, воспиывающих детей инвалидов дошкольного и младшего школьного возраста, как преподавателю детской школы искусств станицы. Брюховецкой, в которой дети клуба плавно перешли в категорию учащихся отделения декоративно прикладного искуссива повезло принять участие в разных мероприятиях этого очень нужного и важного проекта. Благодаря Сенильга Эмильевне мы с детьми и коллегами получили массу положительных эмоций. Большое спасибо за ваше профессиональное отношение к творческом проекту как к детищу на пользу особенным деткам!!!

    Ответить