Инклюзивный онлайн-проект «Солнце внутри» Автономной некоммерческой организации «Луч Надежды» и кафедры психологии Таганрогского института имени А.П. Чехова при поддержке Благотворительного фонда «Синара» продолжает «зажигать» ребятню и взрослых из Таганрога, России и даже ближнего зарубежья.
Наша газета уже рассказывала о таганрогском педагоге и психологе Сенильге Бартеневой, которая стала инициатором и главным организатором совместного инклюзивного онлайн-проекта. Однако, как подчеркивает сама Сенильга Эмильевна, это работа командная. Итак, представляем – не всю команду, но основных ее игроков.
Оксана Холина, зав. кафедрой психологии Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ):
- Сенильга Эмильевна как представитель нашей кафедры, как человек, долгое время занимающийся инклюзивным образованием, инклюзивной культурой, узнала, что Благотворительный фонд «Синара», созданный Трубной Металлургической Компанией, в которую входит и наш «Тагмет», организует конкурс проектов. Грантовое финансирование сейчас – нужная и важная форма поддержки.
Мы откликнулись на эту идею, на заседании кафедры было принято решение о том, что нужно подавать заявку. Еще весной в течение двух недель разработали календарный план, подготовили и отправили все документы. И, не дожидаясь результатов конкурса, начали его реализовывать с 1 июня, Международного дня защиты детей. Нам показалось очень важным объединить в рамках этого инклюзивного онлайн-проекта разные сообщества. Позднее узнали, что наш проект победил и с 1 июля стал финансироваться Благотворительным фондом «Синара». Нас также поддерживает региональный проект «Особенное детство» Всероссийской политической партии «Единая Россия».
Грантовый проект продолжается в течение шести месяцев, до конца года. Но если человек зажег солнце и в себе, поверил в себя, увидел, что он не одинок, мы уже не можем его бросить. Решено, что «Солнце внутри» и в дальнейшем останется с нами: мы не оставим свою аудиторию – тех, кому это оказалось нужно!
Лично я провожу занятия с детьми, посвященные разработке мелкой моторики, которая влияет на развитие головного мозга и всех психических процессов. Во всём этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. Еще Сухомлинский отмечал: «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Но у современных детей развитие мелкой моторики недостаточное. Раньше в русской культуре оно было непосредственно связано с трудовыми навыками: дети и гречку перебирали, и вообще помогали на кухне. Но и сама психология во многом ремесло. Книг мало. Нужна практика. Этот проект – практика и для нас, преподавателей, и для наших студентов, которых мы тоже подключаем, в том числе как участников, как ведущих.
Елена Казанцева, доцент кафедры психологии, руководитель инклюзивного онлайн-проекта «Солнце внутри»:
- На нашем факультете психологии и социальной педагогики в последние годы очень активно разрабатывается такое направление, как инклюзия, сопровождение детей с особыми потребностями в развитии. И этот наш проект очень хорошо вписался в данное направление. Инклюзия — долгий путь навстречу друг другу, это ювелирная психолого-педагогическая работа, совместная с родителем, во благо ребенка. Высшая школа формирует образовательную среду. Но наши теоретические и методические материалы до практиков, работающих в детских садах и школах, доходят не всегда. Карантин позволил нам воспользоваться самоизоляцией для организации этого пространства: мы подключили к нашему онлайн-проекту многих людей, которые были разобщены, объединили их на почве развития у детей различных способностей и возможностей.
Мы, во-первых, сформировали образовательное пространство для детей, во-вторых, повышаем инклюзивную культуру: у нас в проекте участвуют наряду с остальными и дети с особенностями в развитии. Мы даем полезные рекомендации и родителям, и педагогам, и психологам: у нас очень широкая аудитория, и это для всех – абсолютно бесплатно. И мы всегда рады живому отклику аудитории, вопросам, предложениям. Считаю, этот проект – очень хорошее связующее звено между высшей школой в нашем лице и практиками. Он у нас пробный. Мы демонстрируем, что мы умеем, представляем разные формы работы. У нас была и танцевальная терапия, и работа с метафорическими ассоциативными картами, и песочная терапия, которая имеет разные направления: можно рисовать песком на плоскости, можно создавать целый мир из песка, а точнее, для большинства — из манки; манная крупа во многом даже лучше.

Анна Москаленко, доцент кафедры психологии:
- Меня поражает глубокая реакция детей. Занимаясь вопросами развития эмоционального интеллекта участников проекта, обращаю внимание на их обратную связь. Меня очень радует этот опыт; радость – видеть их счастливые лица. За полчаса проводимых занятий мы успеваем поиграть, порисовать, проработать различные эмоции в игровой форме. Большой интерес вызвало занятие для родителей по теме гендерного воспитания детей.
Александр Макаров, зам. декана факультета по воспитательной работе:
- Я в нашей команде – чтобы помогать, сопровождать. Веду группу «ВКонтакте», чаты во время занятий, обрабатываю информацию, размещаю ее в интернете. Я – модератор, навигатор и пресс-секретарь. А еще подключаю к этому проекту наших студентов, будущих психологов: для них это условие профессионального роста. Во многом благодаря этому проекту у нас постепенно складывается профессиональное сообщество, которое уже вышло за пределы России. Мы транслируем наши занятия на платформах «Инстаграм» и «Фейсбук»; разрушаем барьеры, в том числе возведенные пандемией.
Наряду с работой с детьми по их разностороннему развитию проводим психологические гостиные с родителями, причем в чатах разворачиваются бурные дискуссии. Говорим о тех смыслах, которыми наполняем свою жизнь, о проблемах, с которыми сталкиваемся, о своем отношении к ним. Поэтому данный проект, помимо всего прочего, имеет и большую просветительскую функцию, повышает психологическую культуру родителей и детей. Считаю, наш опыт уникален: мы совмещаем онлайн и офлайн.
1 октября, в Международный день музыки, у нас на факультете были замечательные скрипачи из музыкального колледжа. А я – дома, у компьютера, но музыка пробивает барьеры любых экранов. Я вспоминаю те свои ощущения – мурашки по коже. Обратная связь существует! Думаю, у таких проектов, как «Солнце внутри», есть будущее и в образовании, и в социальной сфере, и в решении многих психологических проблем. Современный мир с его антропологическим кризисом, с кризисом духовности, гуманности становится очень метафоричным.
«Солнце внутри» — своеобразная метафора, идея гармонии. Идея накопления света и тепла в собственной душе и распространения их вокруг себя. Мы очень дорожим этим проектом, живем им уже почти полгода. И с ним у нас открываются новые перспективы.
Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ, фото автора
Спасибо огромное за информационную поддержку нашего проекта, дорогие коллеги!
Мне, как руководителю клуба «Солнышко», для семей, воспиывающих детей инвалидов дошкольного и младшего школьного возраста, как преподавателю детской школы искусств станицы. Брюховецкой, в которой дети клуба плавно перешли в категорию учащихся отделения декоративно прикладного искуссива повезло принять участие в разных мероприятиях этого очень нужного и важного проекта. Благодаря Сенильга Эмильевне мы с детьми и коллегами получили массу положительных эмоций. Большое спасибо за ваше профессиональное отношение к творческом проекту как к детищу на пользу особенным деткам!!!