Схемы мошенников растут и множатся, за ними не успеют и грибы после дождя. IT-технологии выпустили очень бессовестного и бездушного джина из бутылки, и даже самые продуманные и осторожные пользователи банковских карт и интернета то и дело теряют деньги. Обратите внимание! Мошенниками активно используются актуальные новостные темы.
Печальные рассказы обманутых призваны спасти хоть кого-нибудь нас от подобного опыта: «Вчера по электронной почте получила письмо от Всемирной организации здравоохранения. В качестве темы — «Разработка вакцины от коронавируса». В тексте говорилось, что ученые всего мира активно работают над вакциной и лекарством от коронавируса, а ВОЗ курирует эту работу. Поскольку разработка очень дорогая, всем неравнодушным людям предлагается поддержать исследования. «Пожертвовать можно любую сумму, даже совсем небольшую!». И дальше ссылка на сайт, где это можно сделать. Я решила не оставаться в стороне и перевести 300 рублей. Перешла по ссылке, ввела данные карты, сумму и нажала «оплатить». Списали 300 рублей. А потом еще несколько раз подряд разные суммы, пока все деньги на карте не закончились».
В некоторых случаях мошенники даже не призывают переводить деньги или что-то покупать. Они просто направляют письмо или сообщение, в которых, например, дают ссылку на актуальные рекомендации, как защититься от коронавируса, от имени авторитетных организаций. С единственной целью — получить доступ к персональным данным, сообщениям и банковским приложениям. Махинаторы создают специальные фишинговые сайты, которые собирают личные данные и платежные реквизиты пользователей. Вместо рекомендаций по борьбе с коронавирусом человека ждет вредоносная программа, которая проникает в телефон, планшет или компьютер, и получает доступ к конфиденциальным данным — например, к паролю от онлайн-банка.
Другой пример — новости конца апреля этого года. «Европарламент принял резолюцию с призывом отключить Россию от SWIFT». Мошенники тут же отреагировали, принялись обзванивать клиентов банков под предлогом защиты их карт от отключения в России международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей SWIFT. «Это все те же схемы с использованием методов социальной инженерии. Меняются только сценарии, адаптируясь под актуальную новостную повестку и события», — пояснили в банке.
Для справки:
Социальная инженерия (social engineering), или «атака на человека» — это совокупность психологических и социологических приёмов, методов и технологий, которые позволяют получить конфиденциальную информацию.
«Наорались? Ну и славненько!»
Многие из потенциальных жертв не только распознают обман, но и противостоят ему, как могут. Вот как некоторые абоненты отвечают телефонным аферистам.
«Ссылаюсь на плохую слышимость, заставляю их кричать в трубку, что есть силы. Когда уже начинают хрипеть, спрашиваю: «Всё, наорались? Ну и славненько».
«Если вижу незнакомый номер, чаще всего стационарный московского региона (495), твердым голосом отвечаю – «Прокуратура. Наш разговор записывается. Назовите свое ФИО и цель звонка».
«Позавчера звонит некая «мадам», сообщает: «С вашей картой производятся противоправные действия, вы меня понимаете?!». «Конечно, понимаю, даже знаю, кто эти действия с моей картой производит! Карта у моей жены!».
«Вы делали перевод?». Тяну слова и капризничаю, но в итоге честно диктую и номер карты, и CVD. Естественно, SMS не приходит. Еще раз проверили номер карты. Результат прежний. К этому моменту у меня макароны сварились, и есть хотелось сильно. Парень на том конце провода аж дрожит от нетерпения, а я ему уже нормальным голосом: «Ну если ты работник «Сбера», то наверняка знаешь, что эту карту я закрыла еще год назад».
Забавно, не так ли? Но мы все же не рекомендуем пользоваться такими приемами. Гораздо проще, если высвечивается номер не нашего региона, вообще не брать трубку. Кому надо – перезвонит, напишет (если ему, конечно же, действительно нужно пообщаться).
Но вы, наверное, заметили: вам трезвонит невесть кто, звонки звучат часто, а номера ни разу не повторяются. Конечно, существует риск не ответить знакомым. Но это легко исправить, а вот если вас выведут из равновесия умелые и наглые мошенники и вы, поддавшись на манипуляции, лишитесь средств, это наверняка будет грустная история. Оно вам надо?
Два раза на одни и те же грабли…
Это ли не верх цинизма — ограбить по новой уже того, кто пострадал от мошенников?
«Неделю назад я участвовала в онлайн-опросе, за который мне обещали 15 000 рублей. Оказалось, что это мошенники, с меня взяли комиссию 100 рублей, а потом сняли с карты все, что было — еще четыре тысячи с лишним. Расстроилась и разозлилась, но сама была виновата. Написала на сайт онлайн-опроса гневные отзывы, оставила в соцсетях много информации об их схеме — предупредила всех, что это полный развод. И вот на мейл приходит письмо от Центра финансовой защиты. Пишут, что они возвращают деньги людям, которых мошенники обманули и обокрали в интернете. Подумала: «Ура, ну наконец-то». Перешла по ссылке на их сайт, вбила последние цифры с номера карты и нажала «проверить свою компенсацию». Высветилось, что мне дадут аж 50 000 рублей! Потом открылся чат с «юристом» Александром. Надо было ответить на вопросы онлайн. Я рассказала, как меня обманули, сообщила ФИО и свой номер телефона. Для оформления документов требовалось оплатить его услуги — 500 рублей, и скинул ссылку. Перешла и оплатила. С карты сняли сразу 3000 рублей и потом пытались снять еще какую-то сумму, но там уже было пусто. Звонила в банк, они сказали срочно заблокировать карту и писать заявление в полицию. Ребята, это ужас, два раза на одни грабли! Не верьте никому в интернете!»
Мошенники предлагают компенсацию ущерба людям, которые уже пострадали от интернет-преступников, выманивают данные банковских карт и снова крадут с них деньги. Если человек однажды попался на эту удочку, может сделать это снова. Воспитанные на понятиях «порядочность и справедливость» поколения становятся легкой жертвой фальшивых «контор» с названиями «Центр финансовой защиты», «Единый центр возвратов», «сотрудники» которых мониторят жалобы, гневные посты и рассылают письма пострадавшим. В дополнение запускают интернет-рекламу с поддельными скриншотами теленовостей и интервью с людьми, которые уже якобы получили возмещение.
Запомните, как дважды два:
- Никому не сообщайте полные реквизиты банковской карты, особенно секретные коды, пароли из СМС и ПИН-коды.
- Не переходите по ссылкам из писем незнакомых отправителей.
- Не спешите переводить деньги неизвестным получателям по первому требованию.
- Не публикуйте в открытом доступе в соцсетях свои персональные данные: номер мобильного телефона, адрес, данные паспорта. Вся эта информация может быть использована против вас.
Подготовила Марина Даренская, плакаты предоставлены УМВД России по г. Таганрогу