В Таганроге в концертно-выставочном зале библиотеки им. А.П. Чехова открылась масштабная экспозиция «Литература в произведениях донских художников». Более сотни работ 37 мастеров из Ростовской области представлены вниманию таганрожцев и гостей города.
Выставка приурочена к 105-летию писателя Анатолия Калинина и 135-летию Донской публичной библиотеки, организована Ростовским региональным отделением общественной организации «Творческий союз художников России». Этот проект уже представили в регионе, наш город — заключительный в замечательном «путешествии» после Новочеркасска, Азова, Ростова-на-Дону.
- Художники в своих работах отдали дань уважения литературным произведениям, которые подпитывают, вдохновляют, отражаются в их удивительных сюжетах и композициях, — отмечает заведующая отделом «Центр культурных программ» библиотеки имени Чехова Оксана Сербина.- Эту выставку авторы решили полностью посвятить литературе: не только донской, и не только нашему любимому писателю Анатолию Калинину, а вообще всей литературе – отечественной, зарубежной, современной, классической.
Экспозиция представлена в двух залах, что нечасто бывает. В малом выставочном вниманию зрителей предложены графические и фотоработы. Здесь самые разные жанры, даже декоративно-прикладное творчество. Лица прославленных литераторов, в том числе и «Портрет писателя А.В. Калинина» (работа Юрия Сивачёва), полный куража Сергей Есенин с маленькой гармошкой в руках (таким его увидел таганрогский автор Владимир Черноусов). Работы мастеров из Матвеева Кургана, Новочеркасска, Ростова-на-Дону, Азова, Шахт, различных районов Ростовской области (за плечами у многих авторов обучение в Художественном училище имени Грекова, немало лет работы и творческих поисков) производят объемное и яркое впечатление.
- Многие из участников данной экспозиции входят в творческую группу «Лунный кот», что из года в год приезжает в нашу библиотеку со своими новыми работами. Таганрожцы любят эти выставки. Некоторые художники впервые представлены у нас в городе, например, Юрий Сивачёв. Много работ, созданных по мотивам произведений донских писателей, например, по роману «Цыган» Анатолия Калинина, но уже через призму кинематографа, где снимался замечательный Михай Волонтир. Этот образ мы приняли благодаря талантливой постановке Александра Бланка, не представляем другого, — рассказывает Оксана Сербина.
Руководитель ростовского регионального отделения Творческого союза художников России Юрий Шевченко обратил внимание зрителей: в нашем городе сложилась самая большая экспозиция, добавились и таганрогские художники. К примеру, Виктор Брегеда и Алексей Адамов свои работы в других городах не представляли.
- Этот литературный проект был задуман еще в прошлом году, долго прорабатывался, согласовывался и, наконец, состоялся. Четыре выставки успешно прошли на площадках различных городов, шесть секций творческого союза, в том числе «Религиозное искусство», «Декоративное и прикладное искусство», «Графика», «Живопись», приняли в ней участие, — подчеркивает Юрий Александрович.
Он также заметил, что Таганрог воспринимается творческими людьми как культурная столица региона, подобно тому, как, например, станица Старочеркасская – столица донского казачества. Поэтому вполне естественно, что наша экспозиция завершает «путешествие» таким мощным финальным аккордом. Он пояснил, что работы, навеянные творчеством Булгакова, Шолохова, Гоголя, классической литературой, многоплановы и глубоки по смыслу. Но интересны и те, которые относятся к современной прозе. Например, один из представленных авторов сотрудничает с Виктором Пелевиным и оформлял его работы. В экспозиции — картина «Generation П» Игоря Конова по одноименному роману. Отметил Юрий Шевченко и молодого художника из Академии искусств «Строгановские традиции» Юрия Сивачёва, который переехал в наш край и теперь работает здесь.
- Казалось бы — пейзаж, какое отношение он имеет к литературе? Но глядя на виды Кавказа, мы вспоминаем о Лермонтове (Дмитрий Гончаров, «На вершине Машука»). По произведению Ивана Василенко Валерий Величкевич пишет картину, где узнаваемо наше Азовское море. А в натюрморте «Оружие Поля Бородинского» Петр Жайворонский мастерски выписывает детали — это одно из ярких направлений, которое отлично характеризуют его как мастера, — проводит небольшую экскурсию Оксана Сербина. — Мягкое и нежное свечение разливается по залу от работы «Чайная Роза» Бориса Гречко из Матвеева Кургана. Его картины (как участника творческой группы «Лунный кот») всегда вызывали интерес таганрожцев. Каждый раз, когда захожу на эту выставку, открываю в работах что-то новое для себя. Я бы рекомендовала посетить экспозицию несколько раз, посмотреть не торопясь.
На стенде — такие разные иллюстрации к сборнику фэнтези «Души прекрасные порывы» Ильдуса Муслимова, а рядом оживают былины («Сирин и Алконост»): батик Веры Шепиловой полон теплых и глубоких полутонов. Непривычно реалистичные для Виктора Брегеды кот и лиса, встретившиеся у удочки рыбака, вьющиеся бабочки и даже хорошо прорисованный дождевой червяк, убегающий из консервной банки. Его работы всегда с философским смыслом, и зрителю можно легко додумать целый рассказ. В декоративной работе Ольги Черниковой «Федорино горе» на первый взгляд — углы и линии, но ты прочел название, и тут же, неожиданно, из геометрических фигур складывается «сбежавшая» посуда из детского стихотворения. Дорога Евгении Поступаль демонстрирует степную перспективу. Игра красок, света и тени: ты будто и впрямь стоишь на дороге, стараясь впитать в себя открывающуюся красоту, простор, свежий воздух, которым полна картина.
Здесь и фотоработы Екатерины Химичевой, художника по костюмам для фильма «Блокадный дневник». Реалистичные до мурашек лица «Друга», «Брата», «Сестры», «Товарища» переносят нас в страшное время. «Портрет литературоведа, литературного критика В. Я. Котовскова» Петра Жайворонского представляет мудрого пожилого человека, много изучавшего творчество Шолохова и посвятившего ему не одну статью…
Но, как мы знаем, лучше увидеть, чем подробно читать о картинах. Выставка работает до первого ноября, не так долго. Но вы еще успеете посетить эту замечательную экспозицию. Постоять у «Дороги», вглядеться в детали, решить ребусы, написанные художниками, увидеть, как видят они… Это возможно!
Марна Даренская, фото Сергея Плишенко