Персональная выставка Виктории Барвенко «Время собирать…» открылась в Таганроге в выставочном зале Союза художников. Восторженные поздравления звучали от многих посетителей, и это не случайно.
Экспозиция представляет современное искусство и приурочена к 30-летию творчества Виктории Ивановны, а также активного и плодотворного участия ее в международных современных биеннале и фестивалях. Мастером авангарда назвали автора, а экспозицию — отражением реальности, срезом времени всех этих тридцати лет, отметив динамику, идеи и современный, особенный путь.
- Вообще я художник-график. И графика присутствует во всех работах, включая коллажи, — подчеркнула Виктория Барвенко.
Она отметила, что у многих художников — ее современников была возможность получить хорошее классическое образование.
- Сейчас и зритель менее требовательный. Мы ранее сталкивались со «зрелым», критически настроенным, что часто разъезжал по большой стране, имел возможность сравнивать и большой опыт для восприятия — нас тоже везде возили, еще школьниками. А вот 90-е годы — противоречивое время, которое мы непонятно как пережили и чудом не растеряли ни умения видеть, ни желания отображать, — рассказывает художник.
Виктория Барвенко поблагодарила своего супруга Андрея Игоревича за то, что все эти годы «позволяет крыльями махать», не думая о насущных жизненных проблемах, и отметила, что даже на работе получается заниматься любимым делом, «не режут крылья» и разрешают «делать, что хочется». Виктория Ивановна — доцент кафедры инженерной графики и компьютерного дизайна ЮФУ.
Она провела экскурс по образам и техникам экспозиции, начиная с работ тридцатилетней давности, представив графики с античными героями – дриадами, наядами и богами – и отметив, что все учились на классических образцах. Виктория Барвенко рассказала: почти все ее работы принимали участие в каких-либо проектах. Так, два произведения посвящены человеческому существованию под влиянием масс-медиа. С натугой «переваривая» море информации, мы красивое путаем с уродливым, а знания – с мельканием новостных таблоидов.
Обрывок зарубежной афиши, шнурки, штрихи кистью, вырезки из глянцевого журнала — и вниманию зрителей предстает ассамбляж «Ре-эволюция», сплетенный из символов, знаков и отсылов, которые предлагается расшифровать зрителю. Мрачноватую серию огромных картин в темно-багровых тонах «Время собирать», «Время разбрасывать» и «Игра» автор когда-то представила на Первой Южно-российской биеннале современного искусства в ЦСИ «Табачная фабрика», вызвав неоднозначную реакцию зрителей…
Посвящения Иозефу Бойсу, Вудстоку, Гарри Поттеру, коллажи о Наполеоне и Александре Македонском… Яркая живопись «Фавориты», что будто отводит зрителя к Алисе из Страны чудес, а на самом деле отображен реальный шкафчик с сувенирами из далеких стран в доме автора… Выставка очень разная.
Искусство зрители обычно оценивают по двум принципам: «нравится» или «понимаю». Попутно Виктория Ивановна рассказала об уходе от «подробных подражательных» форм к идее, «зерну» у художников шестидесятых годов прошлого века, о концептуализме, когда работы становятся посланием зрителю и собратьям по искусству.
- Сегодня со мной шестеро юных художников, у которых, образно говоря, «выпал глаз» от сравнений с тем, чему их учим, — поздравляя Викторию Барвенко с открытием экспозиции, пошутила Людмила Озерина, директор Таганрогской детской художественной школы имени С.И. Блонской, где классический подход — краеугольный камень преподавания. —
Экспозиция иллюстрирует, насколько разными могут быть работы и авторы, в том числе яркие представители авангарда, — добавила она, отметив, что их с Викторией Ивановной, помимо профессиональных отношений, связывает долгая дружба.
По версии аналитического проекта InArt, в 2017 году Виктория Барвенко вместе со Светланой Песецкой, с которой работала много лет (арт-группа «Белка и Стрелка»), вошла в опубликованный ТОП-100 признанных художников.
- Наши зарубежные поездки вдвоем осилить оказалось проще, — вспоминая о совместном творчестве, рассказала Виктория. — Это яркие впечатления с биеннале в Америке, Европе. Хорошо, что такой опыт остался, появлялась возможность посмотреть на другое искусство, других людей, пообщаться с ними, понять, как они думают, как видят мир.
В Нью-Йорке празднуют 20-летие флюксус-фестивалей (от лат. Fluxus — «поток жизни» — международное глобальное авангардное течение, зародившееся в конце 1950-х — начале 1960-х годов — прим. автора). Поскольку арт-группа «Белка и Стрелка» некогда участвовала в одном из таких фестивалей, проходящем в Чикаго, работы Виктории Барвенко и Светланы Песецкой тоже представлены в юбилейной экспозиции как единственной флюксус–группы из Восточной Европы…
- Вот эту раковину я вчера дописала, – поясняет Виктория Барвенко, показывая на масштабную картину со стилизованными античными образами.
Получается, что классика нет-нет да и встраивается в работы, такие разные, такие яркие и далеко не всегда веселые. Так художник говорит с миром, так он ищет мир с самим с собой. И находит. Ровно до следующей картины.
Марина ДАРЕНСКАЯ, фото автора