В Чеховской библиотеке общественности был представлен очередной номер историко-литературного альманаха «Вехи Таганрога», посвященный Году театра в России, — «Таганрог театральный». Номер этот оказался юбилейным вдвойне.
Свою историю «Вехи Таганрога» начали 20 лет назад – в 1999 году. Первым главным редактором альманаха стал Александр Николаенко – депутат городского Совета и городской Думы, инженер по образованию и профессии, краевед по призванию. И вот перед нами — № 75… Юбилей – это праздник. А театр – это праздник, всегда остающийся с нами. И пришел он в Таганрог еще двести лет назад.
Как рассказала в своем кратком, но емком выступлении член авторского коллектива, старший научный сотрудник Литературного музея А.П. Чехова Ирина Малых, наш город с театральным искусством познакомился уже в первой четверти XIX века – благодаря гастролерам. Потом, когда в Таганроге появилась постоянная труппа, местные купцы не жалели денег на театральные костюмы и декорации (это во многом способствовало развитию в нашем городе изобразительного и декоративно-прикладного искусства), а также на покупку актеров. Да, в эпоху крепостного права на таганрогской сцене играли крепостные, но через десять лет получали вольную. Они освобождались от крепостничества, однако добровольно оставались во власти сцены — ведь это сладкое пленение.
Как пишет в своей статье «Опера – их давняя любовь» старший научный сотрудник историко-краеведческого музея Алла Цымбал, начало постоянному таганрогскому театру положила труппа русских артистов под управлением В.М. Петровского, которая осталась в городе и стала регулярно давать спектакли. В ноябре 1828 года градоначальник Таганрога Дунаев в очередном рапорте Новороссийскому губернатору по поводу содержания театра за счет городских доходов писал: «Мысль, что существование театра в торговых и особенно портовых городах имеет немаловажное влияние и на самую торговлю оных, оправдывается последними тремя годами, в которые начали приезжать в Таганрог вольные труппы актеров, с появлением оных приметно прибавилось здесь число российских торговцев и иностранцев, привлекаемых не одними выгодами по торговле, но и желанием иметь приятное отдохновение между своими занятиями». Разрешение было получено, и город начал регулярно выделять средства на содержание театра, который стал первым культурно-зрелищным учреждением Таганрогского градоначальства и всего Приазовья.
С историей театра связаны многие страницы музыкальной культуры Таганрога. Благодаря театру в городе в 1829 году появился оркестр, который не только участвовал в постановке пьес, но и играл на балах, на городских мероприятиях. Музыкальные спектакли всегда пользовались неизменным успехом.
С 1850 года начинается блестящий период выступлений трупп итальянской оперы первой величины, который длился 25 лет и создал славу таганрогскому театру. К приезду первой труппы, к 1850 году, решили перестроить здание по улице Петровской, которое театр арендовал с 1827 года: это был, по сути, переоборудованный амбар. Новое здание, напоминающее знаменитый Ла Скала в Милане, появилось в 1866 году на деньги таганрожцев, создавших для этого акционерное общество. Здесь, на галерке, самые счастливые минуты своей жизни переживал Антоша Чехонте; в этом здании теперь находится Таганрогский ордена «Знак Почета» драматический театр им. А.П. Чехова.
Юбилейные «Вехи Таганрога» вышли в свет благодаря усилиям большого творческого коллектива. Весомый вклад в организацию выпуска и подготовку его презентации внесла ответственный редактор альманаха, заведующая сектором культурных программ и проектов городского управления культуры Людмила Скрынникова. Авторы «Вех Таганрога» поведали об истории театральной жизни города, о Чехове и Чеховском театре, о таганрогских артистах и многочисленных самодеятельных театральных коллективах. Так, москвичка Елена Высоцкая («Театральные сезоны 1847-1850 годов») рассказывает о выдающихся актерах середины XIX века, которые блистали как на таганрогской, так и на столичных сценах. Старший научный сотрудник Литературного музея А.П. Чехова Анна Алферьева своим очерком «Декоратор и машинист Петрарка» знакомит читателя с ярким актером второй половины XIX века, другом детства Антона Чехова Александром Вишневским. В сборнике нашли свое место и посвященные театру поэзия, проза и мемуары.
Но люди пишущие в день презентации говорили мало. Даже главный редактор альманаха Борис Слуцкий был очень краток:
- Все мы знаем, что у нас есть прославленный Чеховский театр. Но в Таганроге множество и других театральных коллективов. Это любительские театры, однако их уровень растет и приближается к профессиональному. Именитые артисты оставляют сцену, им на смену приходят многие новые. Они – другие, но они тоже очень талантливы. Преемственность сохраняется. И театральная жизнь Таганрога не только продолжается, но и становится всё более насыщенной и яркой.
Едва ли не безраздельно вниманием публики владели артисты – представители тех самых театральных коллективов, речь о которых шла в журнале. Выступали представители театра-клуба «СаД» (руководитель Валентина Псёл), нового классического театра «Лемакс» (руководитель Василий Егельский), театра «Волшебный фонарь» (руководитель Людмила Бурлакова) и другие.
Член редколлегии, директор Таганрогского музейного комплекса Станислав Дробный выступил с предложением следующий выпуск альманаха «Вехи Таганрога» посвятить городской и областной организациям ВЛКСМ: в 2020 году они поочередно отметят свои 100-летние юбилеи. Возражений не было.
Апофеозом вечера стало выступление Владимира Бабаева с «Дюжиной ножей в спину революции» Аркадия Аверченко. Это был театр одного актера, который, как и всякое искусство, дарит нам терпимость и миролюбие, но в первую очередь развивает нас.
Вот уже 20 лет альманах выходит в свет при поддержке администрации города и управления культуры, бережно храня на своих страницах историю Таганрога. А ознакомиться с юбилейным номером можно в библиотеках и музеях нашего города.
Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ.
Фото Анатолия Ивашова