В июне прошлого года «Таганрогская правда» рассказывала об экспозиции «Личный город. Дорожный альбом» художника Юрия Фесенко, который родился и вырос в Таганроге, а сегодня живет в Москве. Продолжение проекта представлено в Ростовском областном музее изобразительных искусств при содействии Галереи ZHDANOV (экспозиция «Личный город. Список ключей» работает до 30 января) и посвящено его малой родине. Более того, оно предваряет третью часть с рабочим названием «Ковер-оберег», которую художник тоже посвятит Таганрогу.
Вначале опять было слово
Импульсом к развитию проекта стало слово «процессуальность», которым Светлана Крузе, директор ростовского музея, обозначила творческую работу автора в своей статье, посвященной «Дорожному альбому».
— Меня это каким-то образом сподвигло на продолжение. И я понял, что в конечном итоге из всего этого выйдет трехчастный проект, — объясняет Юрий Фесенко. — Первая часть «Дорожный альбом», в которой вел свои зарисовки на улицах водой, глиной, песком и на снегу, была представлена в качестве фотоматериалов в музее «Градостроительство и быт г. Таганрога». Вторая является промежуточной между первой и третьей, и она вспомогательная. Поскольку эти работы ближе к изобразительному искусству, чем к градостроительным или социальным составляющим проекта в целом, экспонируется эта часть именно в областном художественном музее. Для того, чтобы было понятно назначение данной экспозиции («Список ключей»), следует рассказать и о третьей, планируемой части. Я собираюсь соткать, естественно, не ручным способом, а машинным, ковер-оберег города Таганрога.
Оказывается, ковры, в которых мы видим украшение стен, их завитки, крючки, цветы и прочие части орнамента изначально являлись в своем исполнении неким посланием их мастеров. Каждый элемент рисунка исторически служил секретным кодом, адресованным заказчику или тому, кому ковер предназначался в дар…
Если говорить о современных изделиях, рисунки, ставшие популярными, не утратили своего наполнения, но знание о значении некоторых из них потерялось во времени.
Потёртые нити посланий
Среди символики традиционных ковров встречаются элементы «гребенка», «скорпион», «дерево жизни», «птицы», «драконы», «бараньи рога» и другие. Близкие друг к другу этнокультуры трактуют их несколько по-разному, но в основе, как правило, эти элементы изображения предназначены охранять и оберегать, причем в определенном сочетании друг с другом несут разный посыл.
Известно, что древнейший в мире прекрасно сохранившийся шерстяной ковер был найден в вечной мерзлоте на Горном Алтае в 1949 году. Его датируют примерно V веком до нашей эры, находится он в Эрмитаже.
— В середине 90-х годов мы осуществляли один из выставочных проектов в Музее Востока в Москве, и там я познакомился с хранителем кавказских ковров, кандидатом наук, автором многих книг Людмилой Бересневой. Она показала мне в хранилище (святая святых!) древнейшие ковровые фрагменты. В специальных чехлах из холста их содержат на полках в помещении с тщательно созданными особыми условиями. Хранитель знала документальную историческую информацию, повествующую об истоках каждого символа, а я пользовался эмоциональным восприятием как художник. Описывал свои представления о том, что вижу в рисунке, а она рассказывала, что значилось в исторических источниках: в каких местах соткан, во время упадка или расцвета культуры, экономики и прочее. Людмила рассказала и о коврах–оберегах, которые изготавливались специально с учетом особенностей и проблем «адресата» изделия. И что символы могут быть доступны и общеприняты, а могут носить и очень личный характер, понятный одному владельцу, — говорит Юрий Фесенко.
Сохранение семьи, плодородие, стремление девушки выйти замуж, защита от беды и внезапной смерти… На какую тему только не плели древние ковроделы нитяную тайнопись!
Переводчик с языка ковра
У художника родилась идея использовать рисунки своего «Дорожного альбома» (ранее изображенные водой, снегом, песком, глиной на улицах, передающие глубокие переживания и ассоциативные ряды автора) как изобразительные элементы будущего ковра.
— Когда я еще жил в Таганроге и работал в Ростове, изготовил два небольших гобелена. Моей дипломной работой в институте тоже стал небольшой фрагмент сотканной шпалеры. Похоже, тяга к коврам сложилась у меня с давних времен, но самый серьезный перелом в отношении к ним произошел, когда я осознал, что ковер – это определенный язык. Как художник работаю с красками, и эти ковры становятся предметом для картины, как может стать пейзаж или жанровая сцена. Я переводил их на язык живописи и изучал таким образом, — делится Юрий Иванович.
На полу его таганрогской мастерской — видавший виды ковер (списанный из одного института), по которому прошли тысячи ног. Поверх потертого узора художником нанесен еще один графический рисунок светлой краской: это арт-объект, который создан по принципу палимпсеста (палимпсестом называлась рукопись, написанная на пергаменте, уже бывшем в подобном употреблении, — прим. автора). А в московской мастерской есть «брат» этого ковра, рисунок на который нанесен смолой… Метод изучения художником ковра в качестве некоторого текста, конечно, происходит не в историческом или научном плане.
—Цвет, рисунок, ассоциации, детали, которые я закрываю и открываю, действуя как переводчик с одного языка на другой, – это творческий поиск, — отмечает Юрий Фесенко.
«Личный город» может стать вашим
По образу и подобию китайских иероглифов, которые являются изобразительными и смысловыми элементами одновременно, «Список ключей» предназначен для выработки языка символов, чтобы составить будущий ковер. А для посетителей новой экспозиции подготовлены открытки, на которых изображены графические элементы будущего ковра, с адресом музея и наклеенными марками. Достаточно прислушаться к своим ассоциациям, наделить изображение личным содержанием, обращенным к нашему городу посланием, записать это на открытке и отправить по почте, и «Личный город» Юрия Фесенко станет отчасти и вашим. Этот посыл одновременно с символом с открытки «вплетется» в новый ковер-оберег Таганрога.
— Таких «ключей» на открытках — десять, хотя мной из «Дорожного альбома» выбрано порядка восьмидесяти символов. «Ключ», изображающий античный портик, планируется разместить в центре этого ковра, — отмечает Юрий Иванович.
Художник привел пример толкования знаков. Например, птица — привратник вечной жизни, вестник богов как пожелание долголетия. Ее изображение в мифологии означает божественное начало, она символизирует свободу, красоту и гармонию. А лестница может вести и вверх, и вниз, говорит о переходе от одного плана бытия к другому, о прорыве на другой уровень, о сообщении Земли с Небесами…
Ковер будет черно-белым. Этот проект — художественное высказывание, автор не занимается шаманством, не обращается к язычеству. Мы постоянно живем в окружении вещей, которые тоже являются символами, и вовсе не воспринимаем их в качестве предметов какого-то культа.
Надо трубить тревогу!
На ковре не будет названий или узнаваемых городских символов, которые сделали бы его банальным плакатным изображением. И все-таки рабочее название проекта «Ковер-оберег» говорит о том, что наш город есть от чего оберегать, напоминает о необходимости внимательного отношения к тому, чем мы всё еще владеем. Нет ничего вечного, всё разрушается или уничтожается, как испарялись рисунки «Дорожного альбома», выполненные водой. Но ценности наши непреходящи, главное то, что остается за восприятием изображений, — наше отношение и понимание.
Сам город, по словам художника, своего рода система знаков, послание, созданное не нами. И его надо передать потомкам. Таганрог – первый в России город с регулярной планировкой, план которого был не просто начерчен — реализован, и это стало новым шагом в истории (раньше города строились спонтанно).
— А сегодня: там старинную плитку закатали в асфальт, тут перекрасили здание, срубили лепные узоры на фасадах, потому что дорого реставрировать… И мы понемногу утрачиваем подлинность городского языка, будто в тексте пропадают буквы и перестают читаться слова… Надо смотреть, что происходит рядом с вами, трубить тревогу, если ценное здание обретает черты сарая, которых на улице у нас и так уже видимо-невидимо. Мой приватный личный проект задуман семь лет назад. И в нем, как в художественном высказывании, присутствует переживание о сохранности культурного наследия исторического города, — комментирует свой проект Юрий Фесенко.
Марина ДАРЕНСКАЯ, фото автора и из архива Юрия Фесенко.
Ранее мы сообщали, что спектакли театра Таганрога посмотрели за год 40 тысяч зрителей.