Молодые таганрогские учёные и студенты ИКТИБ работают над решением проблем, связанных со сбором, сортировкой и вторичным использованием твердых бытовых отходов.
Вопрос реализации в Ростовской области системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) был рассмотрен на заседании Правительства области, которое 23 сентября провел губернатор Василий Голубев. Всего в регионе предусмотрено строительство восьми межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (МЭОКов). Создание новой инфраструктуры планируется завершить в 2022 году. Задача для городов и районов – привести в порядок контейнерные площадки и обеспечить их контейнерами. Сейчас ассигнования на их приобретение предусмотрели менее, чем половина муниципалитетов. Средства необходимо заложить в бюджете 2021-2023 годов, получить их позже будет невозможно, предупредил глава региона.
Региональным «ТКО-лидером» является Таганрог. И не только потому, что у нас особенно много мусора оказывается вне мусорных контейнеров, и морским ветром его носит по всему городу. Оптимизм вселяют молодые светлые головы, в которых множатся идеи относительно выхода из нынешней неприятно пахнущей ситуации.
Руководитель СКБ «КИТ» (Студенческого конструкторского бюро «Компьютерное инновационное творчество») ИКТИБ ЮФУ Дмитрий Елькин читателям нашей газеты уже знаком. На этот раз наша с ним беседа была посвящена мусору.
- Дмитрий Максимович, вы ведь с коллегами работаете и в этом направлении?
- Да. Второй год работаем над проектом «Система для оптимизации процесса сбора и вывоза твердых бытовых отходов». Этот проект напрямую влияет на экологическую ситуацию и на чистоту, в том числе вокруг мусорных контейнерных площадок. Обычно процесс вывоза ТКО статичен: контейнеры опорожняются, мусор из них вывозится по определенному графику. Но зачастую они оказываются переполненными. Другая сторона проблемы – спецтранспорт курсирует по определенному маршруту, и на его пути могут оказаться и незаполненные контейнеры, а машина к ним все равно едет, затрачивая при этом топливо, зря загрязняя атмосферу, вырабатывая ресурс автомобиля и дорожного покрытия. Мы же строим оптимальные маршруты для специализированных транспортных средств – используя картографические сервисы, учитывая пробки и плохое состояние дорог.
- А как вы на расстоянии определяете степень заполненности мусорных контейнеров?
- На них ставятся датчики. Датчик через каждый час посылает на сервер информацию. При заполненности контейнера на 80 и более процентов он добавляется в маршрут спецтранспорта. Маршруты автоматически составляются для всех необходимых точек вывоза и оптимальным образом распределяются между специализированными автомобилями. При этом есть возможность учитывать разные типы контейнеров: сейчас в Таганроге используются различные типы мусорных контейнеров и, соответственно, вывозящих мусор машин.
- Что из себя представляет датчик?
- Это – ультразвуковой датчик. Он крепится у верхней кромки контейнера и определяет расстояние до мусора. С центральным сервером он связан с помощью радиопередающего устройства.
- И сколько таких датчиков уже задействовано?
- Пока один. Экспериментальный. Мы его установили на одном из мусорных контейнеров, стоящих во дворе корпусов «Г» и «Д». Специально установили, чтобы узнать, как эта конструкция покажет себя в деле, в реальных условиях эксплуатации: когда приезжает мусорная машина, — она переворачивает, бьет этот бак, на котором установлен датчик. Его корпус мы уже доработали, сейчас работаем с радиоканалом.
- Эксперимент расширять пока не планируете?
- Планируем уже в этом учебном году оборудовать нашими датчиками мусорные контейнеры во дворах всех учебных корпусов и общежитий.
- Наверняка у этой вашей системы есть аналоги на Западе. Ваша система чем-нибудь от них отличается?
- Наши прототипы, образцы – намного дешевле. Нам датчик обошелся в полторы тысячи рублей. Если запускать его в производство, — это его еще значительно удешевит. Но основная суть – не в датчиках, а в самой автоматизированной системе, которая работает с этими данными. Наша система может проводить аналитику. Например, если какой-то контейнер часто переполняется, — мы понимаем, что туда нужно поставить еще один.
- Ближайший потенциальный потребитель интеллектуального продукта, «Экотранс», вашей разработкой заинтересовался?
- Пока нет. Но мы и расширяем свой эксперимент, чтобы заинтересовать многих.
- А что вы скажете относительно раздельного сбора мусора с целью его переработки, вторичного использования?
- В мировой практике существует много способов его осуществления. Например, в некоторых странах различные виды ТБО люди складывают в пакеты разного цвета, например, пластик – в зеленый, пищевые отходы – в черный, бумагу и картон – в синий. Все мусорные пакеты складываются в одно отверстие, а в подземных конструкциях ролики направляют пакеты в зависимости от цвета в определенные контейнеры. Но в этой системе очень многое зависит от самих людей, от их сознательности.
- У вас в планах нет разработок в сфере сортировки и переработки ТБО?
- У нас в этом учебном году у второкурсников по программе учебного курса «Введение в инженерную деятельность» одной из тем как раз и будет сортировка ТБО. Этот проект со студентами будет разрабатывать сотрудник СКБ «КИТ» Семен Лихтин. Студенты разбиваются на команды, и каждая группа в течение учебного года выполняет свою разработку. В мае посмотрим, что у них получится. Это, конечно, — не профессионалы, а ребята, которые во время этой работы учатся, изучая уже существующие технологии. Мы задаем им общую концепцию. А то, какие инструменты, какие технологии применять, — они уже сами решают. У кого-то, например, будет «рука-манипулятор»; у кого-то, может, наоборот, — какой-нибудь выталкиватель.
- Это вы придумали, чтоб одновременно помогать студентам стать инженерами и развивать их экологическое мышление?
- Мы всегда преследуем цель развить у них конструкторскую фантазию, техническое творчество, и чтоб им при этом было интересно. Работа с механизмами будущим инженерам всегда интереснее теории. Что касается экологического мышления. Может быть, подспудно была и эта цель. Я, честно говоря, и сам об этом не задумывался.
Беседовал Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ, фото автора.