ТаКТичные чтения — своего рода изобретение нашего камерного театра. Социальный проект прочтения пьес современных драматургов, который является одновременно разговором со зрителем. Тему разговора задают режиссер, автор и актеры, а после прочтения зрителям предлагается обсудить услышанное.
Как рассказала художественный руководитель театра Людмила Илюхина, идею поддержали в управлении образования администрации города и в Таганрогском институте им. А.П. Чехова. Действительно, такой формат чтения поможет, особенно молодежи, высказать невысказанное. Привести к решению жизненных проблем, наладить диалог со старшим поколением. В конце-концов, понять друг друга и стать добрее.
Идея принадлежит молодому актеру Денису Клименко. Ему предложили участвовать в грантовом конкурсе на фестивале «Таврида-АРТ 2023» — это своеобразная платформа возможностей для молодых деятелей культуры. Подготовленный и представленный проект Денис с успехом защитил за отведенные три минуты, а через два дня узнал, что грант «Росмолодежи» выигран. Проект реализуется театром как социальный. Все чтения проводятся на бесплатной основе. Планируется их представить и на выезде — в институтах и других учебных организациях.
Официальная премьера чтения пьесы современного драматурга Алексея Житковского «Девочка с головой волка» состоялась в ТаКТе совсем недавно. О серьезности подготовки говорит то, что задействована вся труппа театра и участники молодежной студии.
Это не просто чтение «по ролям», как было в школе. Актерам предстояло создать образы без грима, костюмов и декораций. В распоряжении — только текст и актерское мастерство. Образы в процессе чтения создавались голосом, мимикой и выражением глаз. Артист — он и в процессе чтения артист.
Следует отдать должное режиссеру Нонне Малыгиной. Она не просто выбрала пьесу для прочтения, а режиссерским чутьем определила, что содержание заинтересует зрителей. Распределила роли и решила, каким образом будет происходить действо на сцене.
Проект оказался интересен не только жителям Таганрога, о чем свидетельствовал заполненный зал. На премьере присутствовал корреспондент всероссийского журнала «Театральный вестник». Надеюсь, что поиски и творческие находки ТаКТа по достоинству оценит это уважаемое издание. Кроме того, театр одновременно участвует в межрегиональном социально-театральном фестивале «Окно возможностей». Также оценивалась перспектива последующей полноценной постановки спектакля.
Не буду останавливаться на содержании пьесы, специально не стал читать перед премьерой. Хотелось всё увидеть и прочувствовать в актерском исполнении, что называется «с чистого листа», не имея предварительного мнения.
Автор создал нереальную, практически фантастическую обстановку и заставил жить в ней персонажей пьесы. Скорее всего, для того, чтобы со всей остротой рассказать о существующих проблемах: нетерпимости и толерантности, доброте и жестокости, любви и ненависти. Это проблемы обозначены явно, однако из подтекста появляются и другие, возникающие неожиданно, но требующие решения. В пьесе прозвучало, на мой взгляд, несколько ключевых фраз: «Главное — не какая голова, а что в ней», «Любовь – двигатель всяческих жизненных процессов».
Обсуждение, сначала робкое, буквально разгоралось с каждым последующим выступлением. Общее мнение — огромное впечатление от услышанного. Была даже проведена параллель с «Собачьим сердцем» Михаила Булгакова. Один из выводов: человек в угоду своим амбициям способен на всё, несмотря ни на что; он подчиняет природу, буквально насилуя её. Сама пьеса была оценена как нестандартная из-за подачи проблем, но после прочтения всё равно остается приятное послевкусие. У обсуждающих отдельные мнения о произведении совпали, но в конечном итоге каждый увидел его всё равно по-своему. Одной фразой – у каждого в голове свой спектакль. В завершение вывод был сделан однозначный: эта пьеса – предостережение всем нам. А заключение по поводу постановки единогласное: спектаклю быть!
Не просто чтение, а игра всех актеров залу понравилась. Но особое восхищение вызвала Татьяна Корелова, исполнительница главной роли — девочки с головой волка. Она буквально вжилась в созданный образ. Это позволило со сцены передать присутствующим боль, а иногда и безвыходность своего положения. Заставить страдать и переживать вместе с ней. Надеюсь, что аплодисменты, подаренные Татьяне, стали высшей оценкой ее таланта.
Евгений Бутылин, фото ТаКТ Таганрога