8 Марта – Международный женский день. 9 марта – День рождения куклы Барби. С 8 по 14 марта – Масленица (она в этом году поздняя). Памятуя обо всем этом, сотрудницы Чеховского центра (Южно-Российского научно-культурного центра А.П. Чехова) подготовили и реализуют проект «Кукольное чудо».
На выставке в детской творческой студии «Антоша Чехонте» экспонируются 53 авторские куклы ручной работы из коллекции бывшей сотрудницы музея Ларисы Бизуновой. Лариса Вадимовна их создавала, пользуясь еще дореволюционными эскизами. Эти произведения декоративно-прикладного искусства находятся за стеклом витрин. Однако с куклами, созданными руководителем детской творческой студии «Антоша Чехонте» Татьяной Сычёвой, можно познакомиться и поближе. Кукол по старинным технологиям она научилась делать благодаря советам и консультациям Ларисы Вадимовны Бизуновой, теперь Татьяна Сычёва учит этому искусству детей и молодежь, которые приходят в Чеховский центр на мастер-классы.
Как нам рассказала заведующая ЮРНКЦ А.П. Чехова Юлия Меняйленко, куклы ручной работы отражают русское народное творчество, культуру, быт и предания наших предков. По своему функциональному назначению известно три вида кукол: обрядовые, обережные и игровые. Они различаются и по технологии изготовления. Есть, например, мотанки, рванки: названия говорят сами за себя. Раньше люди верили, что в носимых вещах сохраняется душевное тепло, энергетика хозяина. Поэтому изношенные вещи не выбрасывали — они шли на изготовление кукол. Чтобы не разрушить запечатленную ауру человека, к ткани металлом не прикасались – ни ножницами, ни иголкой. Лоскутки рвали, мяли, крутили, мотали…
Игровые куклы не только развлекали, но и развивали. Например, традиционной мальчишеской забавой были Кулачники. Куклачник, или Куклак — это кукла на палочке, на каждом Куклаке – незакрепленная шапка. Соперники-мальцы крутят в пальцах, между большим и указательным, каждый свою куклу. Побеждает первым сбивший шапку с Куклака противника. Развивающий эффект при этом достигается за счет развития координации движений и мелкой моторики рук. Наши предки еще до возникновения такой науки, как психология, опытным путем пришли к выводу о том, что такая забава благотворно влияет на интеллектуальное и в целом гармоничное развитие ребенка. У девочек — свои куклы, подобные Куклакам: на них при достаточно интенсивном кручении развивается юбочка клеш.
Отдельная история – куклы Стригушки. При их изготовлении используется нож. Но сырье для них – не лоскуты, а лыко – используемый в качестве поделочного материала молодой луб, то есть волокнистое, неокрепшее подкорье, внутренний слой коры дерева, обычно липы либо березы. Стригушки очень легкие, это их свойство используется в игре. Если тихонько бить по столешнице, на которой стоит Стригушка, эта кукла начинает кружиться, «танцевать». Если несколько Стругушек поставить рядом, каждая будет кружиться в своем неповторимом танце.
Много есть и самых разных обережных кукол. Например, невесте на свадьбе дарили куклу, которая «приносила» здоровье, плодородие, любовь и счастье. При рождении дочки маме и малышке дарили двойную куклу Ведучку. Чтобы было в семье благополучие, дарили Крупеничку.
В Сырную (Масленичную) неделю делали обрядовую соломенную Морену, олицетворявшую зиму, а также обережную Домашнюю масленицу. Морену сжигали в последний день Масленицы, а Домашнюю Масленицу, напротив, помещали в доме на почетное место. Она в течение года оберегала семью от бед, а через год её сжигали, со следующей Мореной, и ей на смену приходила новая Домашняя Масленица.
А Веснянка – кукла одновременно игровая и обережная. Она сплетается из ниток: это маленькая девочка с одной торчащей вверх косичкой; за эту косичку Веснянку можно водить, а можно цеплять себе на пуговицу. Веснянку девочка делала и дарила любимой маме, любимой бабушке, любимой сестре, любимой тёте…
Вообще куклы несли любовь, оберегали семью, обогревали душевным теплом. Согласитесь, любая фабричная кукла, даже самая фирменная Барби, в этом уступает кукле самодельной.
С помощью игровых кукол на палочках разыгрывались целые домашние кукольные спектакли.
В Чеховском центре в одной «кукольной» команде вместе с Юлией Меняйленко и Татьяной Сычёвой – и научный сотрудник Марина Пономаренко, на которой – образовательная часть проекта «Кукольное чудо».
Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ, фото автора.