В Севастополе в течение двух недель проходил международный творческий духовно-патриотический пленэр «Абрис. Севастополь — весна 2024». Наряду с известными российскими и зарубежными живописцами в нем приняла участие директор Таганрогской детской художественной школы имени С.И. Блонской, художница Людмила Озерина.
— Людмила Юрьевна, вы член Ростовского регионального отделения Творческого союза художников России. Таганрожцам хорошо знакомы ваши яркие, легкие, утонченные акварели, а также картины в технике масляной живописи на тему малой родины, демонстрирующие красоты и традиции Донского края. Что определяет направление вашего творческого пути?
— Мой путь художника начинался в Таганроге, в детской художественной школе, которую, кстати, я сейчас возглавляю. Рисовать любила с детства и к 11 годам успела проявить себя в общеобразовательной школе родного села Новобессергеновка — мне доверили сделать росписи стен в младших классах. После этого родители решили отдать меня в художественную школу. Хорошо помню, как мы с отцом шли подавать документы, тогда «художка» располагалась в Спартаковском переулке. Перед входом я увидела группу детей во главе с учителем, они рисовали городской пейзаж. Писал пейзаж и преподаватель, разместив холст на треноге с интересным деревянным ящичком. Сейчас я знаю – это был этюдник, переносной мольберт для пленэра. С тех пор, как поступила на учебу в ДХШ, пленэр стал моим любимым занятием. Он обогащает мое творческое воображение, служит источником вдохновения для создания произведений. Художники могут находить смысл в самых разных вещах. Для меня важна связь с окружающим миром через натуру — наш родной город и Донской край, через образы простых людей. Они играют невероятно богатыми красками.
Пленэр (от фр. tn plein air — «на открытом воздухе») — способ самосовершенствования профессионального художника. «Работа над этюдами – это самая что ни на есть высшая школа», — говорил советский художник Аркадий Пластов.
— Я правильно понимаю, что ваш профессиональный рост основан на советском изобразительном искусстве?
— Это так. Я воспитана на традициях советской изобразительной школы, восхищаюсь такими мастерами, как Владимир Стожаров, Аркадий Пластов, Владимир Гаврилов, Юрий Кугач, Татьяна Яблонская. Советское искусство импонирует мне впечатлением оптимизма. Это поразительно! Несмотря на трудности послевоенного времени, наши художники создавали светлое и радостное искусство, прославляли нашу великую Родину и жизнь простых людей. Именно благодаря советскому периоду в России сохранился прочный фундамент художественного образования, что очень ценно для дальнейшего развития русской художественной школы. Могу говорить об этом с полной уверенностью, зная процессы изнутри, так как 24 года преподаю в детской художественной школе, а 12 лет из них являюсь ее директором, при этом непрерывно занимаясь самостоятельным творчеством.
— Что нового происходит в художественной среде нашей страны, какие события для вас интересны?
— Современная художественная и культурная среда является отражением мировых и российских событий. Сейчас непростое время, когда актуальны вопросы нашей идентичности. Кто мы? Что значит для нас наша Родина, наша вера? Художники не хотят и не могут оставаться в стороне. Открывается много коллективных и персональных выставок на эти важные темы, популярным форматом творческой активности духовно-патриотического направления стали пленэрные проекты. В одном из них мне и посчастливилось принять участие.
Весной этого года в Севастополе прошел международный творческий духовно-патриотический пленэр «Абрис. Севастополь — весна 2024». Организатором его стал Международный альянс стратегических проектов БРИКС. Проектом руководил вице-президент Евгений Ефремов, доктор психологии PhD, член–корреспондент Международной академии культуры и искусства, член правления МОООСХ, председатель секции искусствоведения. В составе группы – известные художники России и зарубежные мастера: академики Российской академии художеств, народные и заслуженные художники РФ. Цель проекта — создание благоприятного имиджа нашей страны и города Севастополя, расширение практического опыта творческой деятельности, популяризация изобразительного искусства, поддержка потенциала профессиональных художников России и представителей художественных профессий дружественных стран.
— Очень интересно! Поделитесь впечатлениями от участия в пленэре.
— В течение 14 дней мы с командой проекта работали в музее-заповеднике Херсонес Таврический, Инкерманском Свято-Климентовском монастыре, храме Архистратига Михаила в Верхней Ореанде, храме Воскресения Христова на Форосе, Свято-Георгиевском монастыре на мысе Фиолент, а также изображали памятник затопленным кораблям, бухту Балаклава, грот Дианы, Никитский ботанический сад (город Ялта) и другие знаковые для крымчан места.
Впечатление головокружительное, полуостров — настоящий рай для художников! Мною написано много этюдов и работ, которые показывают не просто прекрасные места, здесь возникает чувство гордости за свою страну. Неповторимый национальный колорит подчеркивает огромное историческое и духовное значение Крыма как части России, символа русских православных традиций. Считаю, что мы, художники, транслируем в мир не только ощущение красоты, но и высокие духовные понятия любви к родной земле.
— Какой из дней вам запомнился?
— Наша творческая группа изображала многие православные святыни Крыма. Мне лично наиболее ярко откликнулся пленэр в скальном Инкерманском Свято-Климентовском монастыре. Большинство ежедневной многочасовой пленэрной работы для меня и коллег-художников проходило в непростых условиях жаркой, солнечной крымской весны. Несмотря на тяготы условий в этом святом месте, в уступе Монастырской скалы, я писала с особым чувством благоговения и легкости. Дворик церкви Святой Троицы, который я изображала, наполнен неповторимой светлой атмосферой, дающей радость и силы для творчества. Пришлось по душе радушное отношение настоятеля монастыря — нашу художественную группу угощали вкусным крымским чаем в монастырской трапезной. Осталось очень теплое чувство, будто вернулась домой, в отчий дом. С благодарностью вспоминаю эти мгновения.
— Судя по всему, пленэр проходил в положительной, почти радужной атмосфере.
— Я бы так не сказала. Наряду с восхищением красотой крымской природы нам довелось испытать глубокие чувства, работая на пленэре в центре Севастополя под звуки сирены противовоздушной обороны. Нам не было страшно, как и десяткам прохожих, туристов, жителей города. Мы понимали, что своей работой, своими произведениями вносим важную лепту в поддержку родной страны. Мы верим в победу и светлое будущее России!
— Поддерживаю! Отрадно, что в столь сложное время реализуются такие важные международные художественные проекты. Расскажите о совместном творческом общении с российскими и зарубежными художниками.
— Я работала в составе делегации от Ростовского регионального отделения творческого Союза художников России вместе с художниками Юрием Шевченко (председатель РОО ТСХР) и Игорем Ребровым. Профессиональное общение было интенсивным — в ходе практической работы, интересных дискуссий, при обсуждении разнообразия творческих подходов, да и просто по-дружески. Работая рядом с заслуженными, народными мастерами художественного творчества, такими как Петр Стронский, Антон Стекольщиков, Юрий Абисалов, я получила неоценимый опыт пленэрной живописи. Участие в подобных мероприятиях является мощным вектором профессионального роста и развития.
— Каковы итоги пленэра, много ли работ удалось создать, где их можно увидеть?
— Поездка, несомненно, была успешной. Передвижная выставка художественных произведений пленэра «Севастополь — весна 2024» начала свою работу в Севастополе и Краснодаре в апреле этого года, в Ростове-на-Дону — в мае. В ближайших планах — выставка в Москве, в Совете Федерации. Горжусь, что мои работы стали частью этой экспозиции. Искренне считаю: искусство — крепкая золотая нить, которая связывает художника с миром. Будьте счастливы! Любите искусство, приобщайте к нему детей, занимайтесь сами. Подходите к жизни с улыбкой и ноткой творчества.
Беседовал Анатолий ИВАШОВ, фото предоставлены Людмилой Озериной