«Русский Сократ» жил в Таганроге

Сегодня, 3 декабря (по нов. ст.), исполняется 300 лет со дня рождения самобытного русского и украинского философа, Григория Саввича Сковороды (1722–1794), который прожил в в Таганроге около года. Он назван русским Сократом за свой стиль жизни, принципы мировоззрения, своё положение в учёном мире.

Новости Таганрога

Родился Григорий Саввич в семье казака Полтавской губернии, в тот исторический момент, когда уходило в прошлое польское владычество на Юге России, живы были ещё свидетели Полтавской битвы и мазеповщины и, невзирая на дворцовую возню, росло могущество Российской империи.

Григорий сначала учился в дьяконской школе, потом в Киевской духовной академии, где в эти же годы учился и юный Михайло Ломоносов. Во время его обучения был отбор в Придворную капеллу, которую проводил обер-прокурор Иван Иванович Бибиков («главный командир Малороссии» 1742–45 гг.). При дворе Сковорода прослужил до 1744 года. Годовое жалование придворного певчего составляло 25 рублей, что по тем временам было большой суммой, при этом родители Григория освобождались на время службы сына от налогообложения.

«Мудрому человеку весь мир есть отечество…»

Вернувшись в Киевскую академию доучиваться после перерыва «по должности» певчего, былого желания пребывать в стенах Академии уже не возымел. Теперь ему интересен весь мир. Оставив знаменитую «бурсу», отправился со знакомыми Вишневскими в Европу, где за три года посетил Польшу, Австрию, Венгрию, предположительно, и некоторые другие страны. В Венгрии работал дьячком в русской церкви, всё свободное время проводил в библиотеках.

Вернувшись на родину, в свои 32 года был уволен из Переяславского коллегиума за учебник «Руководство о поэзии», написанный Григорием Саввичем не «по старине». Перешёл на частное преподавание. Странствующий философ, поэт, композитор и педагог, он о сложном мог говорить просто и стремился развить самостоятельное мышление в своих учениках: «Не ум от книг, а книги от ума создались.» (Здесь и далее цитаты из диалогов и писем Григория Сковороды)

Не привязываясь к оседлому образу жизни, присоединился к священникам, имевшим труды Эразма Роттердамского и Лейбница, и отправился с ними в Москву. «Мудрому человеку весь мир есть отечество: везде ему и всегда добро. Он добро не собирает по местам, но внутри себя носит оное.»

В Троицко-Сергиевской лавре был встречен радушно. Видя образованность Григория и его увлечение книгами, настоятель Кирилл Лящевецкий, бывший однокашник по Киевской Академии, предложил Сковороде должность библиотекаря в Лавре. Кстати, казначеем Лавры в то время был епископ Нижегородский и Алатырский Феофан Чарнуцкий, односельчанин Сковороды. Но Григорий Саввич  предпочёл остаться независимым: «Моё монашество не в рясе, а в довольстве малым, в отказе от всех прихотей, в отречении от себя и в любви к ближнему, в славе божеской, а не человеческой». «Время своё не продаю».

«Святость – в делах добра»

Сковорода преподавал греческий, катехизис и другие предметы в Харьковском коллегиуме, где и познакомился с учеником, ставшим другом на всю жизнь – Михаилом Ивановичем Коваленским, брат которого впоследствии осядет в Таганроге. «Из-за того, что дружба такая божественная, такая приятная вещь, кажется, будто она – солнце жизни.»

Вокруг Григория Саввича собирались студенческие кружки любителей умных бесед. Дружеские встречи иногда проходили и в доме дяди Коваленских – протоиерея Петра Коваленского, преподавателя той же коллегии. Однако Иов Базилевич, новый ректор коллегии, невзлюбил новаторские мотивы Григория Саввича и предпочёл избавляться от преподавателя, требующего от учеников размышления, а не заучивания. После третьего увольнения в коллегию Сковорода не вернулся.

Подобно Сократу, Сковорода учил, что всякий труд, необходимый для людей, одинаково благословляется Богом, и все люди равны: царь, архиерей, помещик и крестьянин (холоп). Сковорода учил, что святость – в делах добра, а уволившие его настаивали – в обрядах. «Все люди заботятся только о плотском благе. Купцы обманывают покупателей, чтобы нажить побольше денег, помещики покупают новые имения и разводят лошадей заграничных пород, чиновники льстят своим начальникам, чтобы получить повышение, адвокаты истолковывают законы в своих выгодах, стихотворцы из-за наград пишут льстивые стихотворения вельможам, у студентов болят головы от усиленных умственных занятий. Один озабочен тем, чтобы построить себе дом по новому способу, другой занят охотой, третий каждый день сзывает к себе гостей, четвёртый страдает от любви. А у меня одна только дума, одно только не выходит у меня из головы, как бы мне разумно прожить жизнь и разумно умереть. …Все боятся смерти, кроме тех, чья совесть чиста, как стекло.»

В последующие годы Григорий Сковорода по большей части вёл жизнь странствующего философа-богослова, скитаясь по Приазовью, Слободской, Воронежской, Орловской и Курской губерниям. Также известно, что Сковорода побывал в Области Войска Донского у родственников друга и ученика Михаила Коваленского. Побывал и в Таганроге.
«Он всегда был весел, добр, подвижен, всем доволен, ко всем ласков, скромен, всем готов услужить, из всего выводил для себя поучение, посещал больных, утешал печальных, делился последним с неимущими». Войти в раж мог только в интеллектуальных спорах: «Ты знаешь, что я вспыльчив, но знаешь вместе с тем, что я считаю кротость главным достоинством человека. Если я, когда и разгорячусь или надоем, то делаю это не по злобе, но потому, что считаю грехом согласиться с ложью и бороться против истины.» (Из письма Г.С. Сковороды М.И. Коваленскому)

Таганрог

В 1781 г. Сковорода приехал в наш город, в котором жили два его бывших ученика: Григорий Коваленский и Алексей Базилевич. Коваленский устроил пышный приём заезжей знаменитости, но наш русский Сократ, который на своей могиле завещал написать «Мир меня ловил, но не поймал», залёг на дно телеги, и вышел оттуда только после того, как разошлись все гости, местные вельможи.

Жил Сковорода ориентировочно в доме, находившемся в начале нынешней улицы имени Розы Люксембург, очевидно, напротив современного здания трамвайной диспетчерской. Тогда уже шло заселение предместий Таганрогской крепости вслед за восстановлением крепости с начала 1769 года. По Указу 1771 года переведены купцы и ремесленники из Белгородской, Воронежской и Новороссийской губерний (Новороссия тогда имела другие границы), переселены греки и албанцы, служившие в русском флоте, открыта таможня, карантин и адмиралтейство. К 1781 году в Таганроге уже существуют две ярмарки: Никольская и Успенская, а также Штурманская школа, почтовая контора.

Благодаря этой конторе сохранились письма Григория Саввича, которые и свидетельствуют нам о Таганроге 240-летней давности, посланные Степану Никитичу Курдюмову (хранятся в семейном архиве наследников Курдюмова).

Бессребреник оказался на купюре

Ещё тринадцать лет ходил странствующий мудрец, делал переводы древних философов (а знал Сковорода много языков, как древних, так и современных ему), писал и свои сочинения, посвящал их своим друзьям, дававшим ему приют, писал музыку, играл на скрипке, свирели, бандуре. «Все его имущество состояло в серой свитке, чёботах про запас и в рукописях его сочинений, которые он носил с собой и читал тем, кто хотел слушать.» Когда на дорогу «в запас» ему давали деньги и еду, он отказывался, говоря: «Дайте неимущему!»
За более чем 20 лет странствий Сковорода создал большое число работ («Сад божественных песен», «Басни харьковские», «Диалоги», «Алфавит, или Букварь мира» и др.), сделал много переводов (Цицерон, Плутарх и др.), написал песни. Сохранилось даже несколько его философских рисунков, один из которых представляет своеобразное объяснение стиха из II послания к Тимофею 2: 15 – 26. Этот рисунок Сковороды и портрет самого философа изображены на 500-гривневой купюре.

Умер странствующий философ в имении отчима Коваленского, под Харьковом, при этом, предчувствуя свой уход, сам вырыл себе могилу под липой в саду, в которую и был положен на следующий день.

Он назван русским Сократом за свой стиль жизни, принципы мировоззрения, своё положение в учёном мире и за молитву, ему приписываемую: «Дорогой Бог, да святится имя Твое в мыслях и намерениях Твоего раба, который вознамерился и желал, чтобы Сократ был в России, но русская земля гораздо дальше греческой, и ему будет не так-то просто быстро охватить своей проповедью всю Россию…»

Екатерина Галочкина.

На фото ru.wikipedia.org Мемориальный музей Г. С. Сковороды в городе Переяславе Киевской области.

Актуальные новости города и области смотрите в нашем ТГ-канале  и в соцсетях «Вконтакте» и «Одноклассники».
Таганрогская правда
Добавить комментарий

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.