Все мы часть общества. И именно коллективное бессознательное является фактором, когда преобладающие в нем тенденции становятся общим знаменателем для каждого индивидуально. Сейчас время стресса, а в таком состоянии разум человека является максимально уязвимым для внушений и манипуляций. И, видимо, от излишних иллюзий, доверчивости и наивности у людей должен сформироваться коллективный иммунитет так же, как от вируса.
Социальная инженерия
Это метод психологического воздействия, направленный на получение нужных злоумышленнику сведений. И чаще всего человек, сам того не подозревая, дает нужную для этого информацию. Вот пример. Помните старый «развод» типа «Мама, папа, я попал в ДТП»? Обычно этот способ мошенничества осуществляется методом «холодных звонков», наугад, и тут акцент сделан на эмоциональное состояние потенциальной жертвы. «Здравствуйте, я майор Пупыкин, ваш сын сбил человека. Сейчас дам ему трубку, он скажет, что вам делать». — «Мама, это я…». — «Саша, это ты?!» Всё, первую информацию (имя) жертва дает сама, а дальше, отталкиваясь от нее, уже строится диалог и происходит выуживание нужных данных.
Мошенники очень умные. Это не гопники в темном переулке, которые порой не могут внятно сформулировать предложение «Кошелек или жизнь», а люди, даже в преступной иерархии считающиеся виртуозами психоанализа и воздействия. Нейролингвистическое программирование (НЛП) — один из методов, владение которым находится в «портфолио» каждого уважающего себя жулика. Информацию об этом можно найти и в сети, и в книгах, но если вкратце – это разновидность наведения транса без погружения в гипнотический сон. Проще говоря, взлом вашего подсознания и внедрение туда нужных мошеннику мыслей, идей, которые жертва, сама того не зная, будет воспринимать как свои собственные.
Методов и способов существует множество, информация в открытом доступе, и каждый может с ней ознакомиться. Лучший способ обезопасить себя – это научиться говорить «нет». Буквально. Если вы всё же решили сыграть «в рулетку» и помериться силами с жуликами (а часто именно на это и идет расчет), вставляйте слово «нет» как можно чаще, на всех этапах беседы и во все фразы во время разговора. Но лучше не рисковать и даже не начинать подобные игры, а просто вешать трубку.
Лёгкая добыча
Самая незащищенная часть населения в этом плане — пенсионеры. И именно они чаще всего становятся жертвами телефонных аферистов. У людей пожилого возраста чувство внимания притуплено, а накачка негативной информацией, которая сейчас льется из каждого утюга, только способствует тому, что, скажем, условная Мария Ивановна, услышав по телефону предложение обезопасить ее от чего-либо, уже внутреннее готова к такой «помощи». Срабатывает простой ключ: «Мы живем в опасном мире в тяжелое время, а тут мне предлагают помощь совершенно бесплатно». А если мошенники называют номер вашей карты, ваши личные данные, говорят вещи, о которых не может знать посторонний человек, то у жертвы возникает подсознательное доверие.
Все, у кого есть пожилые родители, родственники или просто друзья преклонных лет, пожалуйста, беседуйте с ними на эту тему. Проведите так называемый ликбез. Объясните, что личную и конфиденциальную информацию в наше технологичное время можно добыть различным путем, к примеру, купить у кого-либо, взломать телефон или компьютер. Расскажите пожилым людям о том, что мошенники используют подмену собственных номеров на официальные номера банков, дабы связываться с банковскими клиентами от имени организации.
У меня лично ушло немало времени на то, чтобы отучить свою маму реагировать на стрессовые сообщения типа «я попал в аварию, срочно вышли денег, потом всё объясню» и прочее. Регулярно проводите подобные беседы со своими родителями. Помните: они живут в постоянном стрессе и являются самой лакомой добычей для жуликов.
«Мы спасём ваши деньги»
Человек очень трепетно относится к своим накоплениям. И поэтому один из самых важных акцентов, на который упирают мошенники во время беседы, – это угроза вашим деньгам и предложение их обезопасить. Приведем один из примеров, как работает такая схема.
Началось с того, что Татьяне К. на смартфон поступил звонок из Сбербанка. Робот, обратившись по имени и отчеству, сообщил, что с ней хочет пообщаться сотрудник банка. Далее в разговор вступил вежливый молодой человек, представился сотрудником службы безопасности. Он сообщил, что счет взломан, мошенники уже успели снять 2000 рублей и попытки нелегального перевода продолжаются. Прямо сейчас, чтобы остановить злоумышленников, следует предпринять ряд действий. Главное — всё делать быстро, тогда украденные средства можно будет вернуть.
Манера общения, отключение во время беседы «для проверки данных», заученные слова лжеспециалиста — всё это, словно великолепная театральная постановка, усыпило бдительность клиента. Пришло даже сообщение с официального номера о блокировке карточки с кодом, который нужно было назвать оператору. А после того, как «сотрудник» озвучил все данные паспорта, место проживания, кодовое слово-пароль и сумму депозитов, сомнения у Татьяны пропали полностью.
Далее, согласно «внутренней процедуре», деньги по депозитам предложили заблокировать и перевести на транзитный счет на 24 часа, чтобы злоумышленники не получили к ним доступ. Татьяна решила сделать перевод всех вкладов отцу, но транзакцию заметил «работник» банка и сказал, что это приведет к блокировке всех денег без возможности их возврата. А вот это, при всей степени доверия, уже было подозрительно. Татьяна положила трубку и набрала федеральный номер Сбербанка. И поняла, что стала жертвой мошенников. Настоящие работники колл-центра заблокировали все счета, девушка снова перевыпустила карту, получила новое кодовое слово. Прошлые данные нужно было зачистить, так как они уже стали известны мошенникам.
Как мы видим на этом примере, девушке удалось избежать плачевных последствий, но подобный случай, скорее исключение, чем правило. Обычно доверие к «сотруднику банка» становится безусловным.
Ловкость рук и человеческий фактор
Помните: подставные специалисты могут звонить вам с официальных номеров, указанных на обратной стороне вашей карты. Из-за этого телефонный звонок не вызывает подозрений. Они могут владеть данными об остатках на карте вплоть до копейки, последних операциях. И психологически давят на то, что видят, как в данную секунду кто-то пытается снять все средства, начинают рассказывать про регион, город, место, где расположен банкомат. А когда владелец назовет смс-пароль, который пришел на телефон, или сам отправит сообщение по указанному номеру от «сотрудника», с его счета спишутся все средства. Трюк в том, что эти виды мошенничества легко проходят с использованием специальной программы для подмены реального телефонного номера на другой, в нашем случае — колл-центра банка.
Что касается персональных данных, помимо вредоносных программ на ваших устройствах, которые помогают жуликам, их можно элементарно купить у недобросовестных сотрудников любого банка. И, как ни прискорбно это признавать, в наше смутное время таковые, конечно же, есть. В сети существуют целые базы и форумы, где за определенную сумму можно приобрести ваши паспортные данные, включая прописку, остатки на депозитах и прочую информацию, которая сама по себе бесполезна, но для формирования подсознательного доверия к позвонившему вам «сотруднику службы безопасности» — бесценна.
Евгений НАЙДЕНКО