В Таганрогском художественном музее работает выставка «Очарования Делакруа», представленная компанией «Артгит» (Москва). Это первая в России масштабная ретроспектива работ величайшего французского художника XIX века Фернана Виктора Эжена Делакруа.
В залах исторического здания музея, расположенного по улице Александровской, 56, таганрожцы и гости города могут познакомиться со 100 графическими произведениями великого мастера.
Делакруа оказался самым крупным из числа мастеров своего времени, выступивших против академического классицизма. В истории искусств он по праву считается главой французской романтической живописи. Однако, искусство Делакруа слишком сложно, богато и многогранно для того, чтобы все оно могло без остатка уложиться в рамки одного направления.
Уже современников в Делакруа восхищало то, что он был мастером больших дерзаний, живописцем, обладавшим не только ярким темпераментом и своеобразной манерой письма, но и своей значительной поэтической темой. Проявляя исключительную чуткость, наблюдательность и мастерство в своих бесчисленных этюдах с натуры, он предвосхитил лучшие достижения последующих поколений. Недаром импрессионисты называли Делакруа своим предтечей. И в то же время он стал одним из последних исторических живописцев и мастеров тематической картины Западной Европы.
В своих лучших созданиях Делакруа удалось достичь того сочетания зоркой наблюдательности и пылкости воображения, без которого не может быть создана тематическая картина. Удивительная выразительность и подчеркнутая сосредоточенность на сюжете ярко проявляются в его работах, когда художник особенно обращается к темам вымышленным, поэтическим, мифологическим, религиозным, а порой и легендарным, где переплетаются темы торжества слепой и жестокой судьбы над участью человека: «Похищение Ребекки», «Христос на Кресте», «Спящий Христос во время бури», «Аполлон победил змея Пифона», «Аполлон на своей колеснице», «Обучение Ахилла», «Битва при Арколе», «Лодка Дона Хуана», и других работах, представленных на выставке.
Влечение к правдивому, живому искусству, чуждому стилевых условностей, воплощающему действительность во всей ее изменчивости и трепетности, не покидает Делакруа на всем протяжении его долголетней жизни. Оно благотворно сказалось в его алжирских этюдах и зарисовках, созданных под непосредственным впечатлением от красочной жизни Марокко в 1832 году, проявилось и в его картинах на восточные темы, и в многочисленных крупных исторических композициях и пейзажах, и, наконец, особенно редких, но поразительно жизненных портретах, удивительно точно переданных в его известном «Марокканском альбоме», представленном в экспозиции. В нем Делакруа удалось всего на двадцати листах представить более 170 персонажей, отражающих черты, характер, поведение и одежды различных народов Востока, создавая из рисунка целостное законченное художественное полотно.
Сторонник поиска новых взглядов в искусстве, он испытывал глубокое отвращение как к мещанскому благополучию, так и к той лощеной пустоте светской аристократии, с которой ему нередко случалось соприкасаться. Его симпатии к крестьянству приводят его к идеализации патриархальной старины и даже к восхвалению рыцарского средневековья. Все это отразилось и в его таких работах, как: «Турок на коне у деревни», «Арабская школа», «Воин на коне в окружении солдат и женщин возле замка», «средневековый рыцарь в доспехах у подножия дерева» и других рисунках, экспонируемых на выставке.
Особое направление в творчестве Делакруа занимает жанр анималистики. Художник просто упивается работой над поиском совершенства статики, могущества, силы и великолепия животных, которых он рисует как индивидуально, так и вплетая в композиции картин. Будь то лирических, как в работах «Молодой тигр играет со своей матерью», «Голова кошки», так и драматичных, как «Битва льва и тигра», «Лев, пожирающий лошадь», или изображая молчаливо величественных верблюдов на рисунках из Марокко, но всегда смелых, ярких и правдивых.
Невозможно представить творчество Делакруа и без обращения его к литературным вершинам прошлого и прежде всего к произведениям Гёте и Шекспиру. Он знает их творения досконально и с полной свободой воспроизводит их в своем искусстве. Представленные в экспозиции иллюстрации к драме Гёте «Гец Фон Берлихинген» и трагедии «Фауст», а также трагедии «Гамлет» Шекспира (этим литературно-поэтическим живописаниям человеческого страдания) стали поистине вершинами графического творчества художника, вошедшими в сокровищницу мирового изобразительного искусства.
Унаследовав от великой традиции полноту, благородство и торжественность композиции и будучи достойным преемником старых мастеров, художник сумел прибавить к их завоеваниям еще и мастерство в передаче страдания, страсти и душевного движения, став великим композитором в живописи, где звучат удивительными аккордами и всегда остающиеся вне времени все очарования Делакруа…
Елена Андреева, иллюстрации из открытых источников