Историко-краеведческий музей Таганрога при содействии галереи ZHDANOV 17 февраля представляет проект Юрия Фесенко «Личный город. Ковер-оберег». Художник родился и вырос в Таганроге, много лет назад обосновался в Москве. Утверждает, что мечтал бы жить и работать в этих двух городах одновременно…
Символы из дорожного альбома
Случается, что разные части объемного замысла плавно перетекают друг в друга, из малого рождается большее, и всё, перекликаясь между собой, неожиданно складывается в единое целое. «Так вот о чем идет речь…» — удивляемся мы. Не всегда легко понять идею, которую собрался воплотить художник, если вначале видны лишь малые детали. Так хороший текст набирается отдельными буквами, а штрихи мультипликации складываются в движение персонажа…
В июне позапрошлого года «Таганрогская правда» рассказывала об экспозиции «Личный город. Дорожный альбом» художника Юрия Фесенко. Продолжение этого необычного проекта, «Список ключей», чуть больше года назад представили широкой публике в Ростовском областном музее изобразительных искусств, и оно также посвящалось малой родине автора. Экспозиция предваряла третью часть с рабочим названием «Ковер-оберег», которую художник планировал посвятить Таганрогу.
По словам Юрия Ивановича, одним из импульсов к развитию изначального проекта стало слово «процессуальность», которым директор ростовского музея Светлана Крузе отметила творческую работу автора в своей статье, посвященной «Дорожному альбому». И идея получила свое продолжение, превратившись в трехчастный проект.
Напомним, в своеобразном дорожном альбоме художника, в первой части «Личного города» художник оставлял зарисовки на городских улицах недолговечными материалами. Запечатлев свои ассоциации, чувства, глубокие переживания, интуитивные и реальные воспоминания детства водой, глиной, песком и на снегу, он сохранил образы этих работ в виде фотоматериалов. Экспозицию «Личный город» успешно представили таганрожцам и гостям города в музее «Градостроительство и быт г. Таганрога».
Ключи от города
Вторая экспозиция, «Список ключей», по словам Юрия Ивановича, являлась промежуточной, вспомогательной между первой и третьей частью проекта. У художника родилась идея использовать рисунки своего «Дорожного альбома» как изобразительные элементы будущего ковра -он отобрал изначально порядка восьмидесяти символов.
— Я собираюсь соткать, естественно, не ручным способом, а машинным, ковер-оберег Таганрога, — сообщил тогда художник.
Некогда в московском Музее Востока Юрий Фесенко познакомился с хранителем кавказских ковров, кандидатом наук Людмилой Берестневой, которая рассказала художнику о древних коврах–оберегах. Символы их могут быть доступны и общеприняты, а могут носить и личный характер, понятный лишь тому, для которого создавался ковер. Сохранение семьи, плодородие, пожелание девушке удачно выйти замуж, защита от беды и внезапной смерти: древние ковроделы плели свою нитяную тайнопись. Рисунки, ставшие впоследствии популярными на других коврах, не утратили своего наполнения, но знания о значении некоторых символов бесследно потерялось во времени.
— Когда еще жил в Таганроге, изготовил два небольших гобелена. Дипломной работой в институте тоже стал небольшой фрагмент сотканной шпалеры. Похоже, тяга к коврам сложилась у меня с давних времен, но самый серьезный перелом в отношении к ним произошел, когда я осознал, что ковер – это определенный язык. Я переводил их на язык живописи и изучал таким образом, — объяснял Юрий Иванович.
Подобно китайским иероглифам — изобразительным и смысловым элементам одновременно, экспозиция «Список ключей» посвящалась созданию специального языка символов, чтобы составить будущий ковер. Любой посетитель выставки мог обозначить на специально подготовленных открытках с рисунками Юрия Фесенко свои ассоциации, дополняя новыми смыслами каждый из них. Подразумевалось, что этот посыл одновременно с символом с открытки «вплетется» в новый ковер-оберег Таганрога.
«Он смешивает жизнь и исскуство»
— Мой приватный личный проект задуман семь лет назад. И в нем, как в художественном высказывании, — переживание о сохранности культурного наследия исторического города, — комментировал свою работу Юрий Фесенко.
Автор утверждает, что не обращается к шаманству или язычеству.
— Мы постоянно живем в окружении вещей, которые во многом также являются символами, и вовсе не воспринимаем их в качестве предметов какого-то культа, — отмечает он.
Город есть от чего оберегать. Нет ничего вечного, а Таганрог, по словам художника, своего рода система знаков, послание, созданное не нами, лишь в какой-то степени дополненное по своему разумению. И послание это следует непременно передать потомкам — в лучшем виде.
Говоря о новой экспозиции, одним из «зёрен истины» в творчестве автор книг и статей, искусствовед, филолог, кандидат наук Вера Калмыкова называет черты «спонтанности, мимолетности, недолговечности произведения»:
— Художник смешивает жизнь и искусство, стирая сущностные границы этих областей: ничего постоянного, вечного нет (Омар Хайям) не только в нашей обители бед, но и в произведениях Фесенко, которые далеко не всегда оказываются «его» произведениями: слишком часто природа, ландшафт, атмосфера (в самом прямом, метеорологическом смысле) оказываются его соавторами. Способность жизни проходить Фесенко передает искусству: здесь натура эфемерна, раз — и нет ее. Остается лишь след, фотокадр в «Дорожном альбоме. После того как работа завершена, прежде чем исчезнуть, она какое-то время живет своей жизнью, подтверждая утверждение «процессуальности объекта искусства (цитата Светланы Крузе, — прим. автора).
А Юрий Фесенко проводит свои параллели:
— Охватывая внутренним взором толщу временных слоев, отделяющих нас от истоков цивилизации, можно увидеть бесчисленное количество нитей, их пересечений и переплетений, напоминающее сложную геометрическую структуру. Можно представить себе некое гипотетическое полотно в виде мировой ткани, сопровождающей людей на всем протяжении жизни (читай: истории). Материализация представления о ней — композиция для ткани-символа с изображением фрагмента ковра-оберега «Личный город», состоящая из графических знаков, выполненных по следам исчезнувших с улиц Таганрога рисунков…
Марина ДАРЕНСКАЯ, фото предоставлены Юрием Фесенко