В выставочном зале Таганрогского отделения Союза художников России (ул. Греческая, 48) работает выставка «Памяти Отечественной войны 1941-1945 гг.». На ней представлены 30 произведений изобразительного искусства 15 авторов.
Первоначально планировалось, что эта выставка будет открыта к 75-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Кроме того, 10 работ из числа представленных здесь ожидали в Москве – на международной выставке. Коронавирусная эпидемия разрушила эти планы. И всё же выставка состоялась. Она была открыта к 77-й годовщине освобождения Таганрога от немецко-фашистской оккупации.
Среди участников художественной выставки – Николай Николаевич Ливада. 1941-й в его судьбе – втройне памятный год. В этом году он появился на свет. Началась война. На фронте погиб отец… В числе его четырех работ, представленных в экспозиции, одна написана именно в том году: «Ярцево. Июль 1941 г.».
Самым старшим участником вернисажа оказался Степан Матвеевич Чумаков, представивший пять своих картин. Он родился в 1931 году, так что оккупационный период помнит в подробностях. С горечью вспоминает, что бомбардировщики со звездами, налетая из-за залива на занятый немцами Таганрог, разрушений и смертей мирным жителям принесли не меньше, чем фашисты. И всё же он понимает: война есть война. Поэтому на его картинах военные самолеты со звездами встречаются неоднократно – как символы нашей Победы, как защитники мирного неба. На работе «Знамя Победы над Рейхстагом» — не Егоров и не Кантария. Но ведь над огромным зданием, главным логовом поверженного врага, взвилось не одно красное знамя. Символично, что над нашим бойцом – советские «боевые птицы» из металла, а под его ногой – железный орел Вермахта.
Николай Копцев
РеквиемСтепан Чумаков и его картина «Знамя Победы» Лиана Давтян
Возвращайтесь
Искусствовед Ольга Раченко, выступая на открытии выставки, обратила внимание на отдельные творения, в частности, отметив:
- Нередко современные художники в поисках большой формы и глубокого содержания обращаются к классическому наследию. Композиция «Прощание» Владимира Вельтмана невольно вызывает в памяти образы Святого семейства. В склоненных над младенцем монументальных полуфигурах мужчины и женщины чувствуется напряженное безмолвие. Художник размышляет о войне в философском плане — как о событии, несущем скорбь и страдания людям различных исторических эпох. Интересна пространственная композиция Николая Копцева «Реквием». Конкретные наблюдения дали толчок художнику к образному ее решению. Заколоченная оконная рама с разбитым стеклом приобретает особую символику. Это символ разрухи и запустения, страданий и потрясений. Сделанный когда-то заботливыми руками дом пуст. Оконная рама воспринимается неким одушевленным предметом, вобравшим в себя память о его обитателях. Вспоминая драматические события истории, автор находит параллели с современностью…
Людмила Казарян
Матвеево-Курганские высотыСветлана Сергеева
Журавли
Выставка продолжит работу до 19 сентября (ежедневно, кроме воскресенья и понедельника, с 12 до 18 часов). Вход свободный.
Антон СЛОВАКОВ, фото автора
Первое изображение: Владимир Вельтман. Прощание