2024-й объявлен Годом семьи. Семью называют малой церковью. Если саму Церковь сравнивают с кораблем, то семью – с лодкой. А когда на море шторм, лодке удержаться на плаву еще труднее, нежели кораблю. Как же не погибнуть в пучине в нынешнее штормящее время? Поделиться своими мыслями по этому поводу с корреспондентом «Таганрогской правды» согласился священник Свято-Георгиевского храма протоиерей Алексий Сотрута — отец семерых детей.
— Отец Алексий! В перестройку был популярен фильм «Легко ли быть молодым?». А вам – вопрос: легко ли быть отцом? Я не о духовных чадах, а о ваших родных семерых детях.
— Быть отцом – это радость, счастье. Это интересно, здорово, но нелегко. Когда ты один, для себя живешь; когда женился – для двоих. Когда дети, приходится ограничивать себя не только в материальном отношении. Когда они на тебя смотрят, не поведешь себя, как, может быть, хотел бы себе позволить.
— Два года назад, когда приход Никольского храма поздравлял вас с днем рождения, одна прихожанка от имени всей церковной общины поблагодарила вас за вашу строгость. Вы тогда так удивились: «А я что, строгий?» Как вы считаете, быть строгим – хорошо или плохо?
— Меня и отец, и мама растили в строгости, и я им за всё, в том числе и за это, благодарен.
— Церковь и вековые традиции говорят, что муж – глава семьи. Но в наше время во многих семьях не так. С чем это связано?
— Думаю, с воспитанием. Это во-первых. Если мальчик вырастает в семье, где папа – «каблук», из него тоже выйдет «каблук». Во-вторых, с мнением общества, сформированного средствами массовой информации. Духовные скрепы слабеют. В обществе с традициями, пропущенными через мясорубку, человек усваивает модель поведения, навязанную телевизором. Когда узнал, что по телевизору будут показывать сериал «Папины дочки», обрадовался, думаю: «Буду с детьми смотреть». Но папа там – какой-то козел отпущения. Что это если не пропаганда извращенного понимания семьи и взаимоотношений с родителями, прежде всего с отцом? Фильм комедийный, кажется, можно посмеяться. А модель поведения невольно принимается.
— Некоторые мужчины пьют, потому что жены их не уважают или причинно-следственная связь противоположная?
— Если жена хочет сама держать вожжи, она может применить самые жесткие способы манипуляции. Раз, два – муж и «сдулся». А внутренний диссонанс остался, вот мужчина и «бухает». Есть и такие, которым удобно, чтобы кто-то руководил. Я не оправдываю ни тех, ни других. Зло и немощь греха не имеют оправдания, прощение — только в милосердии Божьем, которое выстрадано покаянием.
— А что делать, если жизнь в браке становится невыносимой?
— К великому сожалению, жизнь всё чаще ставит меня перед этим вопросом. Я, может быть, вопреки некоторым ожиданиям, не призываю ни к терпению, ни к смирению. Если один из супругов в полной мере уже проявил себя в деструктивном ключе, не вижу смысла благословлять второго супруга, а также их детей на дальнейшие мучения. Но это ни в коем случае не шаблон. Данный вопрос крайне индивидуален.
— Как вы считаете, какова коренная, главная, глубинная причина неурядиц в любой семье?
— Любви настоящей, жертвенной либо нет вообще, либо недостаточно.
— Что вы скажете по поводу того, что некоторые родители и бабушки превращают малышей в маленьких божков?
— Это печально. Если ребенок привыкает к тому, что всё ему, что всё – вокруг него, кем он вырастет? Несчастным человеком.
— Проблема отцов и детей сейчас обострилась?
— У меня друг остался в Липецке. Дагестанец. Православный священник. У него десять взрослых детей, больше 25 внуков – я уже и со счету сбился. На их примере вижу, что такой проблемы нет, если в семье — нормальное воспитание. Он с матушкой детей растил в строгости, но при этом те всегда знали, что родители их любят. И у меня со старшим сыном часто так бывает – вместе что-нибудь видим, я говорю, а он мне: «Пап! Я то же самое хотел тебе сказать!»
— 15 февраля – Сретение Господне, которое называют праздником встречи человека с Любовью. А накануне, 14 февраля, — так называемый День влюбленных. Чем, по вашему мнению, отличаются влюбленность, любовь и страсть, которую некоторые считают особенно сильной любовью?
— Влюбленность поверхностна. Любовь жертвенна. А страсть в святоотеческом понимании – привычка ко греху, греховный навык, порабощение человека грехом.
— Сейчас многие молодые сожительствуют, говоря при этом: «Зачем нам штамп в паспорте, если мы друг друга любим?» Почему Церковь против этого?
— Штамп в паспорте и Церкви дает основание считать этот брак действительным. Такой брак – со штампом в паспорте, но без церковного венчания – называется гражданским. А церковные заповеди – они же не случайны. Бог, зная наше естество, дал нам их для нашего счастья. Но когда нами руководит похоть, появляется греховная страсть, это приводит к извращениям, к деградации. Результат беспорядочных половых связей – ад уже на земле. Это неприемлемо для человека не только в духовном, религиозном отношении, но и просто по моральным принципам.
— Бывает, что православные родители своих детей водят в храм, дети регулярно причащаются, некоторые мальчики даже пономарят, девочки поют на клиросе. А потом, когда подрастут и обретут самостоятельность, вдруг резко перестают ходить в храм. Как вы считаете, почему так случается?
— Мое мнение — потому что эти дети видят: то, что им пытаются насадить родители, — неживое, ненастоящее. Мама с папой в храме слушают священника, а вернувшись домой, живут совсем не так, как говорит священник, не так, как говорится в Писании. Детей они заставляют Писание читать, чуть ли не наизусть учить, заставляют в воскресные школы чуть ли не до посинения ходить. А дети-то знают наши поступки. И если они видят наши лживость, лицемерие, подлость, это их отталкивает не только от нас, но и от Церкви. Таков один из вариантов. А может быть и «передоз».
— Как вы сами пришли в Церковь?
— Дело было на Троицу. Было мне 15 лет. Мы, пацаны, во дворе пятиэтажек сидели за столом, играли в карты. Мимо проходил отец Алексей Лысиков, он тогда, конечно, еще не был батюшкой, а учился в 11-м классе вечерней школы, работал на заводе; мама у него болела, он был кормильцем семьи. Мы его знали, я с ним в одном подъезде жил. Он выписывал журнал «Техника – молодежи», собирал всякие приборы. Но мы его считали немного странным. И вот он остановился возле нас и говорит: «Пошли завтра в церковь!» Мы ему: «Ты что – дурак, что ли?» Он стал нам объяснять, что завтра – Троица. Ну, пошли мы с ним на следующее утро – я и друг мой, спортсмен такой же. С другом всё нормально, а меня вынесли. У меня вопрос: как так? Я, здоровый молодой спортсмен, упал и потерял сознание, а девяностолетние бабуси стоят. Ну ладно, может, переходный возраст, недостаток воздуха в переполненном храме. Но меня зацепило. Прихожу в другой раз. В храм захожу, мне плохо; выхожу – нормально. Тут уже задуматься надо было. Из-за этого стал в храм ходить. Окунулся в этот мир, в красоту богослужения: неофитам Господь щедро дает… После девятого класса поступил в машиностроительный техникум, окончил два курса, попросил справку об этом и с ней, как после 11-го класса, поступил в Ставропольскую семинарию.
Беседовал Антон САХНОВСКИЙ, фото Таганрогского благочинии и Олега Хмелевского.
Досье «ТП»
Протоиерей Алексий Потапович Сотрута – священник Свято-Георгиевского храма Таганрога. Родился в Таганроге 27 января 1977 г. Выпускник Ставропольской духовной семинарии (2000 г.). В родной Таганрог вернулся в 2018 году по семейным обстоятельствам: пожилые родители стали нуждаться в заботе о них. До этого служил настоятелем Михаило-Архангельского храма села Порой Липецкой епархии.