В Мариуполе во время специальной военной операции сильно пострадал краеведческий музей – 90 процентов экспонатов утрачено.
Мариупольский краеведческий музей был основан в 1920 году. Археологические находки, изобразительные, письменные, природные памятники различных эпох описывали историю, культуру, быт и жизнь людей в этих местах с далекой древности. Библиотека музея насчитывала более 17 тысяч экземпляров книг, в том числе сохранившихся еще с царских времен. Музейщикам удалось спасти порядка двух тысяч единиц хранения, а что-то из пропавших ценностей наверняка всплывет на европейских аукционах и навсегда осядет в частных коллекциях. Члены Таганрогского отделения Союза художников России передали несколько своих замечательных работ для возрождающейся коллекции музея.
О реалиях Мариуполя в прошлом году и о состоянии музея весной нынешнего года читателям нашей газеты рассказала его директор Раиса БОЖКО.
«Мы верили, что в понедельник выйдем на работу»
- До середины апреля 2022 года во дворе стояла военная техника СВУ, находились корректировщики. Старая часть города, вокруг дома одноэтажные, а у музея – три этажа. Здесь они оборудовали огневую точку. Соседи говорят, когда СВУ уходили, музейное здание спалили. Люди даже слышали их разговор: «Вот тот дом поджигай и вот этот». Вероятно, чтобы здание не стало позицией противника, — рассказывает Раиса Петровна.
Ни о жителях Мариуполя, ни об исторических ценностях никто из руководства Украины не думал.
- Я уехала отсюда 15 марта и не пережила того, что остальные, кто здесь оставался. Но мне и этого хватило. Наш дом расположен перед парковой зоной. За нами парк, а впереди – военные действия. Кажется, что далеко, и я более-менее спокойна. И тут в эту парковую зону въезжает самоходное орудие. Только начинает оттуда пальба – всё, жди «ответки». Получается, над тобой стреляют, а все снаряды, что не долетают, падают на жилые дома. Ночью стихнет, проснешься – светает, думаешь: «Неужели перемирие началось?» Первые дней десять нас не покидала отчаянная надежда: «Сколько же можно, договаривайтесь уже!» Но тут заинтересованные государства создали все условия, чтобы это продолжалось. 24 февраля 2022 года, это был четверг, мы закрыли музей, убрали самые ценные экспонаты в подвал и разошлись по домам в полной уверенности, что в понедельник выйдем на работу, — вспоминает нынешний директор музея (на тот момент одна из его сотрудников).
Раиса Божко глубоко сожалеет об утраченных экспонатах.
- Это подобно тому, как человек уходит от тебя, и ты не веришь… Невозможно смириться! Что касается археологии, из экспозиции кое-что сохранилось, по крайней мере, камень, металл. Всё зависело от температуры и силы огня на каждом конкретном участке. В некоторых комнатах встречались оплавленные керамические сосуды. Я глазам не поверила: старинная керамика «плыла», будто смятый пластилин. А в некоторых местах, где пламя было не такое сильное, что-то уцелело, — рассказывает женщина.
Древний камень изменил цвет
- Наш реставратор никуда не эвакуировался. 10 апреля, как только начали пропускать в эту часть города (свободного передвижения по Мариуполю не было), он добрался до музея и стал проводить раскопки экспозиции, разгребал пепел. Сейчас мы классифицируем то, что осталось. Даже вещи, которые сохранились, сильно видоизменились. Вот камень — что с ним будет, казалось бы? А он изменил свой цвет. Древняя подвеска (7000 лет!) была темно-зеленого цвета с вкраплениями, а сейчас камень бежевый… Мало того, до начала пожара в музее побывали мародеры. Кое-что из экспонатов нам вернули соседи. А в фонды даже не вскрыты двери, туда проникли через решетки и все драгметаллы вынесли. Мы, конечно, обратились в полицию, — огорченно повествует директор музея.
Утрачено много ценного, к примеру, сгорели грамота Екатерины II, пожалованная грекам, переселившимся на побережье Азовского моря, знаменитое кресло митрополита Игнатия (1715–1786 гг., епископ Константинопольской православной церкви, затем Русской православной церкви, причислен к лику святых, канонизирован в 2017 году, — прим. редакции), и список можно продолжать.
Она грустно рассказывает: бывшие соотечественники уже написали не одну статью о ней и о музее. О том, что «не смогли сберечь коллекцию» и так далее… На имя директора вылито немало грязи за «коллаборационизм». Правда, автор очередной уничижительной статьи, собирая материал, обратился, к ее бывшим сотрудникам на территории Украины и за рубежом, и они отозвались о Раисе Божко как о большом профессионале музейного дела. Раиса Петровна даже немного удивляется тому, что украинский журналист включил эти положительные отзывы в негативный в целом текст.
«Как там сейчас музей?»
- Во время военных действий наш бывший директор Наталья Капустникова кое-что забирала домой, — объясняет Раиса Петровна.
Так уцелели работы Ивана Айвазовского, Архипа Куинджи и другие исторические артефакты, общая стоимость которых оценивается в сумму порядка полутора миллионов долларов, среди них — эскиз Архипа Куинджи «Красный закат», написанный в 1905–1908 годах.
- Музеи стояли без охраны долго (я вернулась в июне 2022 года), в освобожденном Мариуполе туда можно было зайти и спокойно что-то забрать, — отмечает Раиса Петровна.
А еще добавляет: недавно, когда она приходила в Пенсионный фонд, к ней обратилась одна из давних восторженных посетительниц: «Вы не скажете, как там сейчас музей?»
- И мы обнялись с ней, и стоим плачем…
Марина ДАРЕНСКАЯ, фото автора