Накануне Дня защитника Отечества вспоминаем ветеранов, участников Великой Отечественной и других войн и боевых действий. А также базировавшийся когда-то в Таганроге легендарный 963-й лётный полк.
![](https://taganrogprav.ru/wp-content/uploads/2024/01/polk.jpg)
Страницы истории
Славная кузница летных кадров 963-й учебный авиационный Краснознамённый полк Ейского высшего военного авиационного училища летчиков им. В. М. Комарова отмечает свое 75-летие. 963-й УАП единственный среди учебных авиационных полков советских ВВС удостоился чести именоваться Краснознаменным. И хотя в силу преобразований, вливаний и расформирований ни полка, ни Ейского ВВАУЛ уже не существует, ветераны-однополчане сохраняют традиции родной воинской части, занимаются военно-патриотическим воспитанием молодежи, собираются на встречи каждый год в установленный день части — 22 февраля.
963-й УАП появился не на пустом месте. Его история, если обозначить пунктиром, выглядит так. В 1943 году в состав Ейского училища была включена 6-я учебная истребительная авиационная эскадрилья на самолетах ЛаГГ-3, прибывшая из 3-го Военно-морского авиационного училища (ст. Рузаевка) во главе с командиром эскадрильи капитаном Н. И. Крыловым. В декабре 1945 года эскадрилья преобразована в 6-й авиационный полк, и с 1946 года курсанты начинают осваивать боевые истребители Ла-5, позже гидросамолеты. Далее велось обучение на самолетах Ли-2 и подготовка командиров для транспортной авиации. В 50-е годы в связи с новыми задачами полк переименован в 1690-й учебный истребительный авиационный полк, в 1956 году преобразован в 963-й УАП (воинская часть 99735) и одновременно передан из авиации ВМФ в ВВС с подчинением командованию Северо-Кавказского военного округа. Именно тогда в названии учебного полка появляется славный номер 963. В мае 1960 года полк перебазировался с аэродрома станицы Старощербиновская в Тагарног. И здесь начинается новая эра в практическом обучении летчиков страны: изменяется профиль подготовки курсантов с летчиков истребительной авиации на летчиков истребителей-бомбардировщиков, идет освоение самолетов истребителей-бомбардировщиков второго поколения Су-7Б. В последующие годы неоднократно менялось название полка и его предназначение. Но самые яркие страницы его истории связаны с 60-70-ми годами прошлого века.
![](https://taganrogprav.ru/wp-content/uploads/2024/01/97a3180816448617f9a63903f2edc560-1024x474.jpg)
Красное Знамя за подготовку на «сушке»
В СССР это была единственная авиационная учебная часть, где курсантов старших курсов обучали летать на сверхзвуковых самолетах Су-7Б без спарок, без учебных самолетов. Отбор курсантов был тщательным по здоровью и морально-психологическим качествам. Проводилась внушительная теоретическая и тренажная подготовка, далее все действия отрабатывались в небе. Каждый курсант летал сначала с инструктором на учебно-тренировочном реактивном самолете МиГ-15, затем набирал 30 часов полетов без летчика-инструктора в кабине. Получив заветный допуск, 20-летний курсант самостоятельно выполнял полёты на боевом самолете, проводил бомбометание. За освоение самолёта Су-7Б и его модификаций заплачена дорогая цена. По разным причинам 10 курсантов и 8 летчиков-инструкторов погибли в авиакатастрофах.
Качественная подготовка курсантов на сверхзвуковом истребителе-бомбардировщике была высоко оценена командованием ВВС и руководством страны. Награждение полка орденом Красного Знамени (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1968 г.) — событие уникальное. Такая награда вручалась только воинским частям, имевшим Боевое Знамя части. Красное знамя и орден принимал командир полка Иван Иванович Быков. В тот знаменательный год полк подготовил 64 летчика-инженера. Средний налет курсанта на самолете Су-7Б составил 53 часа, общий налет полка — 9716 часов. Высокая награда побуждала держать марку и добиваться более высоких результатов. Показатели учебно-боевой подготовки улучшались с каждым годом. В 1971-ом году налет часов составлял 13179 часов. С 1975 года подготовка будущих летчиков велась на двух аэродромах – Таганрог и Миллерово.
![](https://taganrogprav.ru/wp-content/uploads/2024/01/polk-2.jpg)
Эксплуатация самолета Су-7Б потребовала огромных усилий инженерно-технического состава полка. На самолетах первых серий ресурс двигателя составлял всего 50 часов. Частыми были отказы авиационного оборудования. Инженерно-авиационную службу полка в то время возглавлял инженер-майор И. Тимашинов, его специалисты самоотверженно осваивали правила эксплуатации сложного самолета. Командиры, летчики-инструкторы, инженеры и техники полка за успехи в учебно-боевой подготовке курсантов и освоение новой авиационной техники Указами Президиума Верховного Совета Союза ССР были награждены орденами и медалями.
«Мечтаем о полётах в космос…»
Интересные факты из истории полка. В начале 50-х годов несколько пилотов были направлены в китайскую школу летчиков, где передавали опыт методики подготовки пилотов и руководства полетами. В 1961 году в полку обучались 40 курсантов из Кубы. В 1969 году здесь проходили подготовку на самолетах Су-7БКЛ 13 офицеров войска польского. За все время существования 963-го полка его летно-инструкторский состав подготовил более 5 тысяч летчиков для авиации ВМФ и ВВС страны, освоил 19 типов самолетов. В строевых частях выпускников полка ценили за летное мастерство, высокое чувство долга, стойкость. Многие летчики, получившие здесь путевку в небо, участвовали в военных конфликтах на территории Афганистана и Чечни. Среди служивших в 963-м учебном авиаполку есть генералы, занимавшие высокие посты в ВВС страны, заслуженные летчики-испытатели, летчики-космонавты. 29 выпускников полка в мирное время стали Героями Советского Союза и России.
![](https://taganrogprav.ru/wp-content/uploads/2024/01/660cccf4e1a7cd4df9dcfa3cefd683f3-1024x683.jpg)
Гордость полка – дважды Герой Советского Союза генерал-майор Владимир Александрович Джанибеков, самый опытный космонавт СССР. Его рекорд — пять полетов в космос в качестве командира корабля, продолжительность двух выходов в открытый космос 8 часов 34 минуты.
−Можно сказать, в космонавты Володя попал из-за меня,- рассказывает ветеран полка Ким Владимирович Никитенко. — После окончания училища лучших выпускников всегда оставляли летчиками-инструкторами. Дело это почетное и предполагает скрупулезную работу с каждым курсантом. Но мы сами рвались в дальние полеты, хотели осваивать новые типы самолетов. В 1969 году я узнал о наборе в отряд космонавтов и решил написать письмо космонавту №2 Герману Титову. Он тогда занимался пилотируемой космонавтикой. Взял листок бумаги, от руки написал: «Уважаемый Герман Степанович! У нас славный Краснознаменный полк, все парни бравые, отважные, спортивные, учим курсантов летать на Су-7Б, мечтаем о полетах в космос, скажите, как можно попасть в ваш отряд». Письмо ушло в Москву, а черед месяц командир полка Николай Федорович Авачев собирает нас и спрашивает, кто автор послания. Я доложил по форме. Командир меня не отчитал, сообщил, что со дня на день ожидается приезд Германа Степановича. Капитану Михайлову, лейтенантам Джанибекову, Малютину, Головатому и Кравченко предстоял профотбор. Мне, как обратившемуся к Герману Титову, довелось с ним переговорить, он поблагодарил за обращение, по-отечески обнял, сказав, «будь ты пониже ростом, взял бы и тебя в команду». Из пятерых комиссия выбрала Михайлова и Джанибекова, второй этап испытаний они проходили в Москве. Видно, уже тогда Володе Михайлову судьба уготовила другой карьерный рост. А вот Володя Джанибеков стал космонавтом. Мы дружны до сих пор. Кстати, в полку он оформлял стенгазеты и боевые листки. Сейчас — член Союза художников СССР, пишет потрясающие картины.
Кроме Джанибекова еще два выпускника полка осваивали космос. Космонавт-испытатель полковник Юрий Иванович Онуфриенко офицерскую службу начинал в авиационных частях Дальневосточного военного округа, в 1989 году зачислен в отряд космонавтов. Дважды летал командиром экипажа, в 1996 году совершил продолжительные космические полеты на космической станции Мир и в 2001–2002 годах на борту Международной космической станции. За мужество и героизм, проявленные во время космического полета, Юрию Онуфриенко присвоено звание Героя России. За освоение космоса звание Героя России присвоено также полковнику ВВС Геннадию Ивановичу Падалке. Он был принят в отряд космонавтов в тот же год, что и Онуфриенко. Геннадий Падалка занимает первое место в мире по суммарной продолжительности нахождения в космосе — 878 дней.
От курсанта до главкома ВВС
Легендарная личность полка — уже упоминавшийся Владимир Михайлов. Этот человек за время службы в Вооружённых силах достиг всех высот, каких может достичь лётчик. Он прошел путь от курсанта 963-го полка до Главнокомандующего Военно-воздушными силами России. В.С. Михайлов — Герой России, генерал армии, Заслуженный военный летчик СССР.
![](https://taganrogprav.ru/wp-content/uploads/2024/01/15491418282822.jpg)
Как и многие, он начинал с инструкторской должности. В возрасте 31 года стал самым молодым командиром полка. При нем полк достиг расцвета своего методического и боевого мастерства. Ежегодно 963-й УАП завершал подготовку и отправлял в ВВС до 200 молодых летчиков. Михайлов выстроил схему полетов, когда курсанты стали летать по шесть дней в неделю, полеты на двух аэродромах проводились в две смены. За год налет полка составил 16800 часов. Подобное в стране происходило впервые, эта практика была распространена на другие училища.
В.С. Михайлов командовал полком три года, но оставил яркий след и добрую память. Те, кто служил с ним в Таганроге, отмечают решительный, твёрдый характер командира, умение беречь людей, его удивительную способность изъясняться простым языком с людьми самого высокого ранга, с рядовыми лётчиками и авиатехниками. Генерал-майор Владимир Павлович Лесняк вспоминает:
− Я был заместителем командира автотехнической роты батальона аэродромно-технического обеспечения ЕВВАУЛ и каждодневно наблюдал, как по-доброму и уважительно относился Михайлов к тем, кто обслуживал полёты. Поражала его высокая работоспособность, а принцип «Делай как я» помогал ему успешно готовить курсантов к самостоятельным полётам. Я видел, как Владимир Сергеевич управлял Су-7Б, какие виражи делал. Высший пилотаж!
Михайлов не терпел халатности, расслабленности, неопрятности. Сослуживцы вспоминают такой случай. На аэродроме, близ станицы Кущевская Владимир Михайлов встретил летчиков из Алжира. Приметил капитана, у которого головной убор слегка мятый. Подошел и сказал: «Спорим, что левым колесом самолета сяду на твою фуражку. Если промахнусь, куплю новую». Тот согласился. Фуражку прибили гвоздем к бетонной полосе аэродрома, чтоб ее ветром не унесло. Все с любопытством наблюдали за происходящим. Михайлов взлетел, сделал круг и точно левым колесом приземлился на фуражку. Алжирцы были в восторге.
![](https://taganrogprav.ru/wp-content/uploads/2024/01/242414-1024x681.jpg)
По мнению людей, хорошо знающих Владимира Сергеевича, несмотря на высокие должности, он сохранил в себе озорство и удаль сельского мальчишки. В.С. Михайлов освоил более 40 типов самолётов, имеет более 7000 часов налёта, ни один главнокомандующий ВВС не налетал столько часов, сколько он.
Воспоминания о службе в полку у Владимира Сергеевича очень светлые:
− Считаю нам, курсантам, выпускавшимся из училища в 1966-ом году, очень повезло. Наставником был гвардии полковник ВВС Игорь Иванович Шавша. героическая личность, ветеран двух войн — Великой Отечественной и Корейской, почётный лётчик полка «Нормандия-Неман». На реактивных истребителях летал с 1946 года. Человек с огромным летным и житейским опытом, юморист. Меня он звал Вовчиком, первым из курса выпустил в самостоятельный полет. Такое не забыть никогда. Повезло, что командиром полка в то время был Николай Федорович Авачёв, толковый командир, великолепный психолог, воспитатель. Он живет в Таганроге, ему 95 лет.
О самом Михайлове как наставнике вспоминает его курсант, ныне генерал-майор С.К. Борисюк. : «Преподаватели, инструкторы значат порой столько же, сколько мать и отец. Они дают родиться существу по имени «Летчик». В.С. Михайлов уже тогда заявил о себе своими поступками, жизнью: «Я лидер». И подтвердил это своей целеустремленностью, трудолюбием, летным талантом».
Его именем названа «кобра»
Еще одна легенда полка — уроженец Таганрога Виктор Георгиевич Пугачев – заслуженный летчик-испытатель Советского Союза, Герой Советского Союза. После окончания Ейского ВВАУЛ его оставили в полку летчиком-инструктором. За годы службы здесь Пугачев дал крылья 23-м летчикам. В 1976 году Пугачев успешно проходит отбор и зачисляется в школу летчиков –испытателей Министерства авиационной промышленности СССР. В итоге Виктор Пугачев стал ведущим летчиком по испытаниям Су-27, установил на этом самолете ОКБ им. П.Сухого 13 мировых рекордов скороподъемности и грузоподъемности, называл Су-27 могучим суховским совершенством.
![](https://taganrogprav.ru/wp-content/uploads/2024/01/1-4.jpg)
С именем Виктора Пугачева и его Су-27 связаны два события в истории отечественной авиации и Военно-морского флота. В 1989 году В. Пугачев первым в мире выполнил на малой высоте маневр, получивший название «кобра Пугачева». Произошло это на международном авиасалоне в Ле-Бурже (Франция), после которого ошеломленный американский ас заявил, что при встрече в небе с такой «птичкой» и таким пилотом предпочел бы катапультироваться, не вступая в бой. В том же году Виктор Пугачев совершил первую в нашей стране невертикальную посадку самолета на палубу авианесущего крейсера. Восторг тех, кто находился в момент установления рекорда, был такой, что Пугачева бросились подбрасывать в воздух.
![](https://taganrogprav.ru/wp-content/uploads/2024/01/2015_04_09-10-24_006.jpg)
Надо ли говорить, насколько опасна профессия летчика-испытателя. Вместе с Виктором Пугачевым на том же международном салоне в тот же год свое мастерство показывал его сокурсник полковник Анатолий Квочур. При выполнении показательного полета с элементами высшего пилотажа новейшего советского истребителя МиГ-29 произошел помпаж двигателя. Анатолий Квочур успел катапультироваться с предельно малой высоты, повредил ноги, но смог восстановить здоровье и продолжил осваивать новую авиатехнику. На его счету сверхдальний перелет в одноместном истребителе Су-27 в Австралию. Он Герой России, заслуженный летчик-испытатель СССР
Заслуженно известными летчиками-испытателями стали выходцы полка С.Т. Близнюк, Н.Ф. Садовников, В.Ю. Аверьянов, Л.Д. Лобас, С.Н. Мельников, М.О. Толбоев. За мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новых образцов авиационной техники им также присвоено звание Героя Российской Федерации.
![](https://taganrogprav.ru/wp-content/uploads/2024/01/26-1.jpg)
Трагической страницей в истории 963-го полка стала судьба Героя Российской Федерации, летчика-снайпера, генерал-майора Тимура Автандиловича Апакидзе, погибшего в 2001 году во время показательных выступлений на празднике в честь 85-летия военно-морской авиации. С самого начала его военная карьера складывалась удачно. В 1971 году Тимур Апакидзе окончил Ленинградское Нахимовское военно-морское училище, но послал телеграмму Главкому ВМФ СССР с просьбой в порядке исключения направить его в Ейское ВВАУЛ, дал обязательство вернуться на флот. Получив согласие, Тимур окончил училище, освоил Су-17М, стал летчиком, а позднее заместителем командира отдельного гвардейского морского штурмового авиационного полка. Т. Апакидзе выполнил более 300 посадок на авианосец и считался палубным летчиком России №1. После окончания Военной академии Генерального штаба был назначен заместителем командующего авиации ВМФ РФ. Его жизнь оборвалась на 48-году, как уже было сказано, на юбилейном празднике военно-морской авиации. Выполнив фигуры высшего пилотажа, он заметил неладное в поведении самолета, получил команду катапультироваться. Попытался спасти машину, но при посадке произошел взрыв.Такие потери еще больше сплачивают полк.
![](https://taganrogprav.ru/wp-content/uploads/2024/01/pic_17-1.jpg)
Центр расформирован
На традиционных встречах ветераны всегда поднимают третий тост за однополчан, не вернувшихся из полетов. И, конечно, вспоминают последние годы существования полка и черное время для всех вооруженных сил страны. В 1988 году 963-й УАП на боевых самолетах Су-17 был передан 1070 Центру боевой подготовки летного состава (ЦПЛС), который возглавил полковник К. В. Никитенко. Вся его служба, начиная от курсанта, проходила в этом полку, при нем 963-й четыре раза удерживал переходящее Красное знамя военного совета СКВО. Как рассказал Ким Владимирович, задачей Центра являлась подготовка летчиков до уровня третьего класса для строевых частей, недавних выпускников Ейского и других училищ. Их обучали вести боевые действия в различных метеоусловиях днем и ночью. 963-й УАП остался на своем месте базирования, но был переименован как 963-й инструкторский учебный Краснознаменный авиационный полк истребителей бомбардировщиков. Никитенко был тем руководителем, который после путча и событий в Азербайджане, принял транспортный полк из Гаянджи, который под предлогом учений высадился в Таганроге. В самолетах были семьи летчиков и технических специалистов. Никитенко об этой секретной операции знал, знал и то, что через два месяца Центр будет расформирован. После расформирования части К.В.Никитенко был направлен летчиком-инструктором в Германию, позже вернулся в Таганрог и работал заместителем генерального директора-начальником летно-испытательного комплекса ОАО «ТАНТК им. Бериева».
С 1989 по 1994 год полком командовал полковник Виктор Владимирович Благинин. Он вспоминает: «Я прибыл в Таганрог.из Ейска. Начальником ЦПЛС был К.В. Никитенко я знал еще старшим лейтенантом в эскадрилье подполковника В.П. Куксы. Мы вечерами засиживались на работе, и он рассказывал об особенностях таганрогского полка. Перед переводом сюда мне много рассказал В.Н. Горбась о своем опыте службы в полку. Самое главное, говорил он, не надо ничего менять и перестраивать. Необходимо полностью положиться на своих замов. С ними мне повезло: подполковники Лавриненко, Надтока, Рыбалко, Сечкарь, Комаров, Виненко, Письменный, Калякин. Правой рукой был Олег Николаевич Лавриненко. Трагическое событие произошло на первом году моей службы в Таганроге. В июне погибает мой зам. по летной подготовке Иван Надтока. При взлете на Су-17М3 попадает птица в двигатель с последующим помпажом и пожаром двигателя. Иван Письменный из задней кабины успел катапультироваться, а Ивану Надтоке не хватило долей секунды. В сформированном учебном центре полк уже состоял из трех эскадрилий. Для переучивания поступили из Ейска 100 выпускников. Основную массу мы подготовили до уровня 3-го класса и отправили по строевым частям. Потом полк вошел во вновь образованную 4-ю воздушную армию в качестве отдельного полка истребителей-бомбардировщиков и в 1994 году был расформирован. Самолеты мы перегнали на базу хранения, где впоследствии их порезали на металлолом.
![](https://taganrogprav.ru/wp-content/uploads/2024/01/32-3.jpg)
Считаю, что это была большая ошибка нашего политического руководства, как и многое другое в тот смутный период. Самолеты прекрасные, с отличными тактико-техническими характеристиками и с большим остаточным ресурсом. Они еще долго могли служить в наших ВВС. Но, увы, тогда пришедшая новая команда главкома ВВС посчитала, что самолеты с одним двигателем ненадежны. Считаю это политическим просчетом. Увольнялись первоклассные летчики в возрасте 30–35 лет. До сих пор встречаю отдельных летчиков, торгующих на рынке. Поломана была не одна судьба людей, в которых государство вложило большие затраты. Мне была предложена должность командира полка в Забайкалье. Но я принял решение уволиться по сокращению штатов и начать новую жизнь в экспериментальной авиации. Сейчас я преподаю в Краснодарском ВВАУЛ. Вся информация об истории полка собрана и сохраняется нашим однополчанином хранителем музея авиационной техники Владимиром Ильичем Стояновым.
![](https://taganrogprav.ru/wp-content/uploads/2024/01/70-963-001-1024x773.jpg)
Как уточнил В.И. Стоянов, легендарный учебный 963-й полк расформирован в 1994 году, на его базе сформирован 16-й штурмовой авиационный полк с включением трех расформированных боевых авиаполков. В 1995 году 16-й ШАП командирован в Моздок, через год полк задействован в военном конфликте в республике Таджикистан. В 1997 году полк вернулся в Таганрог, а через год был перебазирован в Приморск-Ахтарск. Боевое знамя, награды и исторический формуляр переданы в архив. Из-за пандемии ветераны полка решили собраться на юбилейную встречу в мае. Пройдет она, как и прежде, в музее авиационной техники, куда будут приглашены руководители Таганрога, и все, кому дорога память о прославленном полке.
Ольга МАСЛЕННИКОВА, фото из архива.
Слава легендарному 963-му УАП,
родному полку в котором я проходил службу в качестве курсанта в 1972-1973гг (3-4 курс
Ейского ВВАУЛ).Инструктор- Кондратенко В.П.,командир звена-Михайлов В.С., комэск-Кукса В.П. Всё правильно написано кроме Апакидзе, не так он погиб, а что правду написать нельзя ?
https://i114.fastpic.ru/big/2021/0416/87/68af909ebc3dd4fe2a55d32431b62b87.jpg
Это ссылка на общее фото с Юбилея полка в 2016 году. Таганрог.