Юлиана Донская о творчестве, мюзиклах и совпадениях

В Государственном академическом музыкальном театре Республики Крым недавно состоялась премьера мюзикла-детектива «Приключения принца Флоризеля». Одна из его создателей Юлиана Донская — член Союза композиторов РФ, лауреат многочисленных фестивалей и престижных музыкальных премий, автор песен, исполняемых российскими звездами, — родилась и выросла в Таганроге. И не забывает родной город…

Культура

 Начнем с «кухни»…

 Все мы помним телекартину советских времен «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы» по сюжету Стивенсона.

  • Игра Олега Даля там замечательная, но не скажу, что мне этот фильм в детстве очень нравился, и совсем не ностальгическая тяга к знакомому сюжету послужила поводом к созданию мюзикла, — замечает Юлиана Донская. — Начнем с «кухни»: как правило, сначала пишется либретто, в данном случае поэтом-либреттистом стал автор текстов популярных песен драматург Евгений Муравьев.

По словам Юлианы, выбор сюжета зависит от многих причин. «Ходовыми» считаются сказки с известным названием (к примеру, «Аленький цветочек»), подобный мюзикл интересен многим постановщикам. Иногда сами музыкальные театры подкидывают идеи, обозначив тему произведения, с которой готовы работать, и авторы пишут, уже ориентируясь на конкретный заказ. Еще одним фактором является выбор произведения, где авторские права позволяют использовать название, тему и так далее. В данном случае сюжет выбирал Евгений.

  • Было предложено либретто, к которому нужно написать музыку. Евгений Муравьев — мой давний соавтор, с ним вместе создано много песен, которые поют наши звезды. Это очень известный поэт, автор большого количества хитов, и с ним сотрудничать всегда за счастье, — объясняет Юлиана. – «Принц Флоризель» — мой первый мюзикл для взрослых. Остальные четыре написаны для детей.

Мюзиклы пишутся долго. Даже детские, не такие длинные, как взрослые, включающие 12-15 номеров, создаются от полугода до девяти месяцев. Во «Флоризеле» — 23 номера, и писала Юлиана их около двух лет.

«Сужу строго…»

  •  В наше время композитор не просто работает над мюзиклом, но и занимается аранжировками к нему. Полностью готовое произведение, «под ключ», является основным требованием театров, и это самый трудоемкий процесс, который, к тому же, требует определенных технических возможностей, — отмечает Юлиана Донская.

Впервые мюзикл о скучающем принце был поставлен несколько раньше, он и сейчас идет в Калининградском музыкальном театре (премьера представлена в 2018 году). В Симферополе, в Крыму, состоялось его второе прочтение.

  • Мне кажется, оно очень удачное: режиссер Владимир Косов сделал действие еще более ярким и остросюжетным. В постановке много юмора, классные шутки, неожиданные находки, на премьере самой оказалось интересно смотреть: а что же там дальше? — рассказывает композитор. – Как автор я сужу строго. За сценическое воплощение не переживала: со стороны режиссера всё очень продумано. Косов кое-что изменил, нас ожидали приятные сюрпризы. Отмечались отдельные моменты, которые ассоциативно связывали действие в единое целое. Не буду раскрывать тайны, если кто окажется в Крыму, обязательно приходите посмотреть. Спектакль где-то гротескный, где-то – лирический, очень разный. В целом мне понравилось. Я знаю, что будет еще лучше. Актеры утверждают: для полноценного впечатления нужно смотреть раза с десятого. Тогда спектакль обкатывается, и начинает жить по-настоящему, собственной жизнью.

К собравшей аншлаг премьере мюзикла театр подготовил портретную галерею актеров, его героев, стилизованных (помните фильм?) под авангардный портрет Клетчатого. И создателей либретто и музыки вместе с режиссером включить не забыли…

Их уже пять…

 На сегодняшний день Юлиана Донская является автором пяти мюзиклов. Помимо «Приключений принца Флоризеля» это «Маленькая принцесса», «На балу у Золушки» (постановка тоже идет в Крыму), «Аленький цветочек» и новый — «Стоптанные башмачки». Ему предстоит прозвучать в трех премьерах еще до Нового года. «Аленький цветочек» идет по всей стране, добрался даже до Марий Эл и Дагестана. Но для Юлианы самым любимым остается ее первый мюзикл «На балу у Золушки». Он создавался очень быстро.

  • У моей подруги не сложился договор с другими авторами на постановку с похожим сюжетом, притом что уже арендовали зал, подобрали актеров, создали декорации… И, чтобы помочь нашему заказчику, мне с моими питерскими соавторами Юрием Баладжаровым и Ольгой Виор пришлось очень быстро создавать совершенно новое произведение, не уходя далеко от несложившейся постановки. Состоявшись в Крыму, мюзикл получил высшую театральную премию «Золотой грифон» за лучшую музыку, и было очень приятно, что первое такое непривычное для меня произведение удостоено театральной премии, — повествует Юлиана Донская.

Она вспоминает замечательные яркие костюмы, выполненные для постановки. И считает, что ей крупно повезло: самый первый мюзикл Юлианы был исполнен на прекрасной сцене оркестром. Не каждому автору выпадает подобная удача – живая музыка, аккомпанемент талантливых профессионалов.

Песня о папе

 Очень дорог композитору и другой мюзикл — «Маленькая принцесса», также написанный совместно с Евгением Муравьевым. По словам автора, пока она над ним работала, случились некоторые мистические и печальные совпадения. Мюзикл рассказывает о девочке из богатой семьи, у которой был обеспеченный отец. Героиня училась в пансионе благородных девиц, и никто не сомневался, что ее ждет блестящее будущее. Но папа умирает, и девочка, лишившись содержания, из «маленькой принцессы» превращается в служанку, проходит все круги ада.

  • Когда я начинала писать мюзикл, не думала, что этот сюжет отзовется в моей судьбе. Среди музыкальной части есть номер про отца, который ушел. Я писала номера по порядку, и так случилось, что к этой теме подошла, когда неожиданно умер и мой папа, Александр Александрович Подопригора. Его многие знали в Таганроге – честный, правильный, бескомпромиссный человек, — вспоминает Юлиана. — Мюзикл надо было продолжать. Через месяц был его день рождения, именно в этот день я закончила печальный музыкальный номер. Папа когда-то немного обижался, что маме я уже песню посвятила, а ему нет. И в первый день рождения отца без него, будто отвечая его желанию, такая песня родилась. Мы с мамой рыдали вместе: музыка вышла щемящей, пронзительной… К сожалению, этот мюзикл еще не обрел сценического воплощения – может, потому, что у него такой непростой сюжет. Но я не теряю надежды, что он увидит свет.

Успеть за временем

 Несмотря на пандемию, Юлиана много работает, уделяя особое внимание премьерным показам. Предстоит пять премьер в разных городах, не останавливаются занятия в детском театре «Домисолька». Здесь Юлиана ведет эксклюзивный курс, который разработала сама: «Основы композиции и аранжировки». Ее ученики сочиняют музыку для песен, учатся их записывать в специальной программе, создают аранжировки, биты, пишут тексты…

  • Уже восьмой год занимаюсь этим, и у нас есть успехи: дети освоили саунд-дизайн, битмейкинг. Пандемия пока не позволила сделать полноценную презентацию диска учеников, где ребята исполнили собственные песни, но это обязательно произойдет в недалеком будущем. Я и сама не останавливаюсь, постоянно учусь, так как моим ученикам приходится объяснять, как делается сегодня модная музыка. Это непросто – всё время успевать за временем, и я прохожу платные мастер-классы, семинары, курсы, некоторые — в режиме онлайн, постоянно узнаю что-то новое, — подчеркивает Юлиана.

Она всё лето проработала над «минусовками» для «Флоризеля», заканчивала новый мюзикл «Стоптанные башмачки», готовила его к премьере. Для каждого театра и каждого артиста приходится менять тональности музыкальных номеров. Это непростой труд, особенно если учесть, что в одном спектакле задействованы как минимум два состава исполнителей. Кроме того, Юлиану Донскую часто приглашают в состав жюри различных престижных конкурсов. Так что скучать нашему композитору не приходится.

Напоследок заметим, как любопытно пересекаются линии путешествий талантливых уроженцев Таганрога. Известно, что Фаину Раневскую (тогда еще Фельдман) в 1916 году приняли в Летний театр в поселке Малаховка, здесь она впервые вышла на сцену. В том же поселке теперь живет и Юлиана Донская. Это только одно из целой череды совпадений. Но это уже совсем другая история… 

Марина ДАРЕНСКАЯ, фото из личного архива Юлианы Донской

Актуальные новости города и области смотрите в нашем ТГ-канале  и в соцсетях «Вконтакте» и «Одноклассники».

Таганрогская правда
Добавить комментарий

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.