18 мая в рамках Чеховского книжного фестиваля в таганрогской Центральной городской публичной библиотеке имени А. П. Чехова состоялась встреча с православным писателем, драматургом, публицистом Ириной Ордынской. Ирина — создатель и главный редактор журнала-библиотеки «Эхо Бога», а также уроженка нашего города.
На встрече присутствовали почитатели её творчества, а также друзья, которые вдохновляют ее и для которых она служит источником вдохновения. Например, библиотекарь, одна из создателей первой экспозиции музея «Лавка Чеховых» Елизавета Шапочка так говорит о писательнице: «Все мы, пишущие люди, когда создаём даже незначительный текст, думаем, как верно донести свою мысль, как наладить общение с читателем. Это нелегкая задача. А ведь речь идет только о простом тексте. Между тем, перед нами человек, написавший за практически 30 лет 16 больших художественных и публицистических произведений. Они воплотились в книги с корешками, переплетами. Книги пришли в библиотеки, а значит, пришли к читателю».
Темы православия и литературы сейчас часто становятся предметами для дискуссий. Мы поговорили с Ириной Ордынской о вере в контексте творчества.
— Чехов с детства в неоднозначных отношениях с церковью: в зрелом возрасте и вовсе иногда иронизировал над ней. Однако многие современники и биографы описывают писателя как истинного православного. Он всегда всем помогал, не потреблял, а созидал. Как вы думаете, в чем причина?
— У Чехова есть замечательные рассказы на православные темы, совсем не ироничные, а тёплые и добрые. Последнее время появляются научные работы на тему: Чехов и православие. В них верующие литературоведы исследуют тексты Чехова и его отношение к вере в Бога. Они однозначно делают вывод, что писатель до мельчайших деталей знал подробности церковных служб, молитв, традиций. Сохранились воспоминания близких Чехову людей, что он пел в церковном хоре не только в детстве, но и когда жил в Мелехово. По мнению многих близких людей, он был верующим человеком.
— На каких книгах должна воспитываться молодежь? Почему дети перестают читать?
— Есть одна замечательная мысль, которую повторяли многие великие педагоги: дети часто делают то, что делают их родители. Дети воспитываются не ушами, а глазами. Если родители сами не читают книг, даже если они постоянно заставляют детей читать, то ребёнок тоже не захочет брать в руки книгу. Очень силен родительский пример. Например, у меня дочь прочитала книгу Булгакова «Мастер и Маргарита» уже в 11 лет. Мы с мужем часто цитировали этот роман. Дочь заинтересовалась, откуда эти цитаты. Мы ей рассказали, что есть такой роман — и она прочитала его полностью с удовольствием. Если родители будут искать какие-то книги, будут с интересом постоянно и много читать, то и их дети начнут интересоваться литературой.
— Тогда как вызвать интерес у родителей? Ведь не читают сейчас не только дети, но и родители, предпочитая телевизор или интернет.
— В какой-то степени, если человек не читает, будет трудно вновь обрести привычку к чтению. Однако начать никогда не поздно. Что точно можно сказать — не стоит потакать чтению современных любовных романов, детективов, ведь, читая их, мы ищем удовлетворения невысоких интересов и удовольствий. Такие книги не делают нас мудрее. Конечно, книги бывают разные. Но мы читаем не только для одного отдыха. Хорошая книга развивает человека, такая книга нужна и взрослым, и детям.
Ещё немаловажный фактор в культуре чтения книг — это учитель литературы. Когда я училась в Таганроге в 22 школе, у нас учительницей литературы была Александра Филипповна Пилипенко — ветеран, прошедший Великую Отечественную, воевавшая под Сталинградом. У неё не было собственных детей — родными для нее стали мы. Она сама очень любила литературу. Когда мы приходили на ее урок, книги оживали. Мы размышляли о Печорине и Базарове как о реальных людях. После прочтения «Отцов и детей» обсуждение героев этих книг у мальчишек доходило до драк.
Нам прививалась с детства мысль, что литература это не что-то абстрактное и формальное, литература — это кладезь опыта на всю жизнь. То, без чего интеллигентный человек в России просто не может.
— По-вашему, стоит изменить что-то в школьной программе?
— Я против мыслей о том, что классика перегружает детей, и они не способны её понять. Чтобы ребёнок рос как личность, для него в образовании нужно «поднимать планку», чтобы он «поднимался на пальчики», прикасаясь к чему-то сложному и глубокому. Мы так устроены, что в каждом возрасте можем понять в настоящей книге только то, что соответствует нашему возрасту. А весь смысл, глубину гениальных романов понимаем только в течение жизни, они для нас с возрастом будто изменяются, становятся многоплановыми. Но процесс осознания литературной классики нужно начинать ещё в школе.
— Как таганрогское детство повлияло на вашу творческую жизнь? Как вы пронесли свою таганрогскую натуру в “большой мир”?
— Не знаю, какой бы я была, пройди моё детство не в Таганроге. Таганрог отличается необыкновенным вниманием к творчеству. В период моего детства было огромное количество народных театров. Повсеместно играли КВН, в библиотеках кипела творческая жизнь. А каким был театральный Чеховский фестиваль! Сейчас сложно представить, но на фестиваль тогда приезжали лучшие театры страны: БДТ из Санкт-Петербурга, МХАТ, Малый театр, Вахтанговский… К примеру, «Вишнёвый сад», в главных ролях были лучшие, например, Алиса Фрейндлих. МХАТ — Евстигнеев, Давыдов и другие. В те годы считалось за честь для любого театра приехать и выступить на Чеховской сцене.
— У многих начинающих писателей есть страх писательства — как начать, как продолжить. Как вы написали свою первую строку?
— Десять лет я руководила литературным объединением, была главным редактором альманаха. Приходилось много общаться с молодежью и школьниками, которые как раз преодолевали страх «белого листа», искали свой стиль.
Дело в том, что ко мне часто приходили подростки со своими романами на 800 страниц, и все эти произведения были в жанре фэнтези. Тогда я просила их написать всего лишь страничку, но о том, что по-настоящему беспокоит их душу. Не выдуманные летающие кони и ведьмы, а что-то реальное и личное, что тронуло бы и других. Некоторые не могли справиться с этой задачей и по полгода. Но когда они себя преодолевали, у них начинала рождаться настоящая, искренняя проза.
Путь писательства — это многописание. Нужно много писать и много выбрасывать. У автора должен быть внутренний цензор. Вы должны строго судить свой текст, если что-то вам самим не нравится в нём, нужно выбрасывать это. Еще Достоевский говорил, что настоящий писатель отличается от обычного количеством того, что он может выбросить.
Литература — очень естественное занятие для человека. Пока будет жить язык, будет жить литература. Преодолеть боязнь белого листа, то есть открыть себя миру, очень сложно, однако если человек этому научится, то откроет для себя особое удовольствие, когда для сотен и тысяч человек, его читателей, он станет близким собеседником, другом.
— Как вера отражается в вашем творчестве?
— Когда мы говорим о вере, человек может говорить только о себе. Мне лично вера помогает. Я родилась в православной семье, поэтому вера «в каждой клеточке» моего тела. И так как «творчество» и «творец» — однокоренные слова, то писатель, создавая текст, больше всего приближается к Богу. Творчество даёт необыкновенную свободу, даёт возможность понять всю глубину человеческой души, которую даровал нам Господь.
— Какие бы три книги вы бы могли посоветовать нашим читателям, которые только начинают путь к вере?
— Люди постигают веру в разном возрасте, с разным культурным багажом. Я очень люблю и рекомендую книгу, которую читали многие верующие люди — «Несвятые святые» митрополита Тихона. Она написана так, что берет за душу людей даже других религий. Что касается своих книг, я бы посоветовала любую из книг о царской семье, будь то «Святая царская семья», или «Наследник». «Наследник» — исторический роман, поэтому читается достаточно легко. Третьей книгой я назову ту, о которой сегодня говорили почти все гости моего творческого вечера — «Монахини». Она о сердцевине православной веры, о церковной жизни, о православном монашестве, о тех, кто пронес веру для нас через безбожные времена. Многие вещи людям, далёким от церкви, станут понятны.
— А есть ли у вас книга о современности, о людях, которые сами проходят путь к вере?
— Да, такая книга есть, это «С Матронушкой». Это роман о людях, которые приходят к вере в наши дни. Многие начинают этот путь с посещения Покровского монастыря, «со встречи» с Матроной Московской. Книга написана легко, но она многослойна. В ней есть и история о любви, и философская тематика, и много историй жизни наших современников. Например, проблематика Лота — праведников в нашей жизни. В притче Лот спрашивает ангелов, если есть в городе тридцать или двадцать праведников, будет ли город уничтожен? По аналогии с современным миром — наши города также держатся на праведниках, на людях, ради которых Господь готов нас простить? Именно к такому вопросу приходит главный герой. Основная составляющая книги — это жизнь Матроны Московской, её святость.
Мне часто приходят письма от читателей, которых не оставляет равнодушными эта книга. У книги «С Матронушкой» есть читатели разного возраста — как взрослые люди, так и подростки.
Арсений Шуринов, фото предоставлено Ириной Ордынской