Иерей Георгий Канча о любви и Дне влюбленных

Сегодня, 14 февраля, в нашей стране широко отмечается так называемый День влюбленных. Хороший повод поговорить про влюбленность, любовь и блуд – грех, который в наше время многие таковым вообще не считают. Нашим собеседником стал священник таганрогского Никольского храма иерей Георгий Канча.

#Дата

— Отец Георгий, прежде всего кто такой святой Валентин, день которого празднуется 14 февраля?

— Мифологический персонаж, который обслуживает идею праздника.

— А праздник этот от лукавого?

— Ну почему же? Есть государственные праздники с хорошей идеей, но «талантливые» исполнители превращают их в какой-то душный официоз. А человеку праздник нужен. У церковного человека праздников и так предостаточно. А что делать светскому? Люди стараются как-то что-то отпраздновать. Возьмем для примера два советских официальных праздника – День Советской армии и Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права. У нас они стали праздниками соответственно всех мужчин и женщин. 23 февраля носки дарят всем представителям сильного пола, даже тем, которые в армии никогда не служили. И пол прекрасный 8 Марта про свои права не вспоминает, скорее это праздник патриархального уклада. Но в целом люди эти официозные праздники оживили. И День влюбленных, который пришел к нам с Запада, не про что-то плохое. Хотя у нас в церкви некоторые ополчаются на этот день. Непонятно почему.

— Так церковь не против него?

— А почему церковь должна быть против Дня влюбленных? Разве что-то плохое есть во влюбленности?

— Но 15 февраля – Сретение Господне – праздник встречи человека с Богом. 14 февраля – начало праздника, вечерня. А молодежь этот святой вечер посвящает не Богу, а любовным свиданиям.

— Верующая молодежь в храм идет. А неверующая всё равно не пошла бы и вообще туда не ходит. День влюбленных здесь никому не мешает и не помогает.

— Значит, вы считаете, что этот новоявленный праздник и День православной молодежи, учрежденный в 1992 году и отмечаемый именно 15 февраля, никак между собой не связаны?

— День православной молодежи логично вытекает из праздника Сретения. Сретение Господне – встреча старца Симеона с Младенцем Христом, встреча Ветхого и Нового Заветов, встреча старого и нового, того, что идет на смену.

— Чем влюбленность отличается от любви?

— Влюбленность – прекрасное чувство, которое помогает на первом этапе отношений видеть в другом человеке всё лучшее. Она может перерасти в любовь, а может пройти бесследно. Теперь для нас влюбленность – главный критерий для вступления в брак. В истории так было не всегда: часто за молодых выбор делали их родители. Но многие люди и без влюбленности научались друг друга любить.

— Бывает, что парень, проявляя щедрость, совершая какие-то безумства, считает, что им движет любовь, а на самом деле там самолюбование. Что вы скажете по этому поводу?

— Но мы же не можем залезть в душу другого человека…

— А что такое любовь?

— Это очень многогранное понятие. Если говорить о супружеской любви, это когда люди, прожив достаточно долго вместе, испытывают глубокую привязанность, встроенность в жизнь друг друга. Это, как правило, результат совместного опыта, совместного преодоления скорбей, радостей совместных, когда жизни двух людей переплетаются. И Библия нам об этом говорит: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью». Здесь говорится не только про физиологические отношения, но про гораздо большее – про то, что соединяет людей глубоким союзом. Если влюбленные друг в друге видят лишь хорошее, то любящие знают все недостатки друг друга, но смиряются с ними, принимают друг друга со всеми «плюсами» и «минусами».

Отец Георгий и его супруга матушка Анна с их младшей, третьей дочерью Ольгой, фото Анастасии Шибаевой

— Возможна ли любовь без Бога?

— Любовь – это некий дар, вложенный в человека Богом. Но она доступна и атеистам. Советские люди являли примеры подлинной любви, несмотря на свои атеистические взгляды. Впрочем, сама советская культура несла в себе христианские мотивы, возможно, даже вопреки революционным представлениям вроде идеи любви как стакана воды. Но, конечно, с точки зрения верующего человека в любви есть искра Божья: когда люди друг друга любят, они выполняют Божью волю.

— Почему же если люди друг друга любят и верны друг другу, Церковь против их половой жизни до брака?

— Влюбленность не предполагает половой любви. Если рассуждать о логике нормальных отношений, нужно какое-то время пообщаться с человеком во влюбленном состоянии. Это то, что мы называем «конфетно-букетный период», — без всяких сексуальных отношений. Вступать в брак и начинать сексуальную жизнь стоит, когда влюбленность поутихнет. А у нас многие нынешние молодые люди сами себя обкрадывают — портят себе состояние влюбленности, практически пропускают эту стадию развития отношений. Рано начиная половую жизнь, они друг к другу привязываются. В какой-то момент могут понять, что друг другу не подходят, но к этому времени оказываются привязанными другими, сексуальными чувствами. Всё потому, что люди неправильно пользуются дарами, которые им дал Бог. Поэтому церковь не против сексуальных отношений, она за правильное использование инструмента. Бог дает нам инструмент и требует правильного обращения. Если это топор, им можно дом срубить, а можно повредить человека. Если это микроскоп, можно забить им гвоздь, но после этого у нас не будет микроскопа, а появится плохой молоток. Если человек свою сексуальность реализует в недолжном виде, она ему начинает мешать: из средства связи двух людей превращается в средство разобщения. Так что церковь исходит из опыта. С одной стороны, из опыта тысячелетий, с другой – из опыта духовного устроения человека, христианской антропологии. Церковь ничего не навязывает, но объясняет. Каждый может сам выбирать свою жизнь. Можно попытаться переплыть океан на матрасе, а можно – на трансатлантическом лайнере. В принципе, крушение можно потерпеть и там, и там…

— Но если люди уже давно живут вместе, фактически являясь мужем и женой, просто их брак по той или иной причине не зарегистрирован… Между ними нет никакого насилия, друг другу они не изменяют… Почему Церковь их совместную жизнь считает блудом, а их самих – блудниками?

— Брак предполагает взаимную материальную, духовную, эмоциональную ответственность. Брак – общественное установление: человек перед обществом обязуется нести определенную ответственность за другого человека. А люди безответственны. Права получили, а брать на себя обязанности не хотят. Некоторые говорят: «Нам не нужны штампы». Но они не нужны, пока нет проблем. А проблемы могут появиться у любого. Кроме того, такой недобрак – обман самих себя и друг друга. Поэтому сожительство без оформления отношений церковь считает грехом. Но заключение брака этот грех снимает. Что же касается утверждения, что между этими людьми нет никакого насилия… Дело в том, что любовь – это всегда насилие.

— ?..

— Насилие над самим собой. Любовь – это не чувство, а некое состояние, которое ведет к определенному действию. Любовь – это то, что мы делаем для другого, поступаем с ним соответствующим образом. Если я определился по отношению к женщине, понял, что я ее люблю, я не определяюсь так по отношению к другим женщинам. Значит, ограничиваю себя, а это требует усилия, потому что в нас живет животная природа, а еще бывают и бесовские воздействия. Любовь к детям и престарелым родителям требует заботы о них, которая, бывает, вовсе не доставляет нам радости. Она часто требует от человека самоотречения, в чем-то самопожертвования. А христианская любовь вовсе не о том, что нам все симпатичны, — это невозможно. Христианская любовь предполагает, что мы стараемся увидеть в каждом творение и образ Бога, видим в нем человека, пытаемся найти хорошее.

 Беседовал Антон САХНОВСКИЙ, фото на главной из семейного архива Олега и Светланы Прозоровских

Актуальные новости города и области смотрите в нашем ТГ-канале  и в соцсетях «Вконтакте» и «Одноклассники».

Таганрогская правда
Добавить комментарий

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.