Замечательный хореограф-постановщик, педагог, заслуженный работник культуры РФ, талантливая и красивая женщина Елена Проневская, которая называет Таганрог малой родиной, недавно отпраздновала свой юбилей.
Когда вы смотрите выступление любимого певца, обращаете ли внимание на движение, что наполняет сцену? Красивые девушки и юноши в удивительных костюмах легки и подвижны, их танец – драматический и пластический спектакль одновременно. Чувство и слова запечатлены в изысканной живой хореографии, каждый жест отточен и продуман, а мы любуемся тщательно выверенным единым целым. За каждым таким номером стоит тяжелый труд. А результат естественен, будто танец бабочки над цветком…
Дорога к хореографии
Постановщик номеров к телеконкурсам «Евровидение», «Пять звезд», «Новая волна», педагог творческой студии эстрадно-джазового искусства «Фонограф» Елена Проневская родилась не в Таганроге, зато ее детство и школьные годы прошли в нашем городе, и именно его она считает родным.
Творческая натура у Елены, вероятно, от мамы Татьяны Николаевны Босенко. В свое время она пела в Государственном академическом орденов Дружбы народов и святого благоверного великого князя Димитрия Донского 1-й степени Кубанском казачьем хоре в Краснодаре. Папа, Станислав Иванович, выучившись на инженера-строителя, получил распределение в Таганрог на «Красный котельщик». Так молодые супруги оказались в нашем городе.
Маленькая Елена еще в третьем классе обратила на себя пристальное внимание хореографов. В то время комиссия преподавателей из ленинградской школы танца колесила по городам и весям и отбирала наиболее талантливых детей, и данные Елены сочли блестящими. Но родители не решились отпустить единственное дитя в далекий город: перспектива жизни в специальном интернате для грядущего служения искусству не обрадовала семью. Елена осталась в Таганроге, занималась здесь в разных танцевальных коллективах, например, в ДК «Красный котельщик (сейчас – ДК «Фестивальный») у Людмилы Голубенко, заслуженного работника культуры РФ. Когда Елена заканчивала школу, ее отец посчитал: девушка должна учиться на инженера. «Танцы — это не профессия», — сказал он.
Режиссер и хореограф
Хотя Елена очень любила родителей, неожиданно проявила волю и уехала учиться в Витебское училище искусств, здесь принимали учится хореографии после 10-го класса. Девушка занималась утром, чтобы стать режиссером, а вечером на курсе хореографов-постановщиков (сначала на хореографическом не было места, но ей предложили последующий перевод). Так Елена одновременно получила обе профессии – это был первый и единственный такой случай в училище. Распределение она получила в школу искусств в одном из городов Беларуси, но неожиданно директор настоял, чтобы выпускница осталась преподавать в Витебском училище.
— И я так радовалась! Привыкла к педагогам, к этим стенам, совсем не хотелось расставаться, — вспоминает Елена Проневская.
Случались очень интересные встречи. Витебский драматический театр имени Якуба Коласа пригласил поставить хореографию в спектакле «Осколки одной биографии» с участием двух Николаев Еременко — старшего и младшего. И они прекрасно справлялись с поставленными Еленой задачами.
— В те годы в Белоруссии появились модные течения – хип-хоп, брейк-данс, и мы с Мариной Романовской стали готовить фестиваль современной хореографии. Сейчас это известнейший, масштабный Международный фестиваль современной хореографии в Витебске. На первом из них как раз и появилась ныне известная Алла Духова с коллективом из четырех человек: тогда ее балет еще не звался «Тодос», — вспоминает Елена Станиславовна.
Занимаясь организационной работой, она еще создала и танцевальный коллектив для различных мероприятий в Витебске и много лет спустя с удивлением узнала, что в его составе танцевал совсем молодым Сергей Мандрик.
— Сейчас это мегазвезда, основатель шоу-балета «Стрит Джаз», хореограф телепроектов «Звезда танцпола на MTV», работает и на Первом канале («Фабрика звезд», «Точь-в-точь» и другие). А я помню улыбчивого мальчика. Оказывается, тоже мой ученик, — удивляется Елена Проневская.
«Визави» — путь к победам
По личным обстоятельствам, спустя некоторое время Елена Станиславовна с дочерью Настей вернулась в Таганрог к родителям. Проневская стала работать в ДК «Красный котельщик» с танцевальным ансамблем «Лицом к лицу», впоследствии — «Визави». Ее очень поддержала Людмила Поддубная, только что вступившая в должность нового директора ДК. Людмила Викторовна вложила много своих душевных сил в развитие нового направления танцев.
— Можно сказать, мы «росли» вместе — она как директор, а я как руководитель коллектива, и пришли работать одновременно, — вспоминает хореограф.
И вскоре о Таганроге услышали по телевидению — благодаря яркой и безусловной победе «Визави» на Первом Всероссийском телевизионном фестивале «Утренняя Звезда» в Москве, позже — в Юрмале.
— И пришло такое время — где бы мы ни участвовали, отовсюду привозили в родной город Гран-при. Нас поддерживали в управлении культуры Таганрога, оценивая мощный потенциал коллектива, и я безумно благодарна за это. И все-таки начались сложности. В город приехал балет «Тодос» Аллы Духовой. Мои воспитанники после выступления пришли к Алле за кулисы, и она пригласила их в свой состав. Вскоре мои ребята танцевали в первой линии «Тодоса» , например, Саша Бодянский, — рассказывает хореограф.
«Тодос» выигрывал – на чаше весов оказались деньги, высокий статус, телевидение. А в Таганроге всё стало сложно: не было денег ни на костюмы, ни на поездки: средства собирали родители.
— Не чувствовалось развития: наберу ребят, доведу до определенного уровня, а потом кто–то уходит «замуж», кто-то — рожать, некоторые устремлялись в Москву. Я ощущала потребность работать с профессионалами. В то время занималась подработкой: вызывали в столицу на постановки, и в конце концов предложили там постоянное место работы. Еще до отъезда, после очередного успешного выступления «Визави», меня «нашла» награда — звание «Заслуженный работник культуры РФ», — рассказывает Елена Станиславовна.
Много работы
В 37 лет она переехала в Москву, позже создала блестящий шоу-балет «Люмьер». Ее дочь окончила курс «Художественно-костюмерное оформление спектакля» в Ростовском художественном училище имени М.Б. Грекова и Британскую высшую школу дизайна по костюму, часто помогала маме с созданием образов.
После работы в «Тодосе» некоторые ученики оказались в балете Филиппа Киркорова и порекомендовали ему Елену Проневскую как отличного профессионала. Филипп Бедросович изначально отнесся насторожено к новому человеку, однако позже убедился в отличных качествах хореографа-постановщика. Семь лет Елена Станиславовна проработала в этом коллективе. Одна из показательных ее работ – создание хореографии к попурри для фестиваля «Новая волна» в Юрмале к 25-летию творческой деятельности Киркорова.
Когда по личным обстоятельствам Елена Проневская решила уйти, Киркоров порекомендовал ее буквально всем. Позже она работала с Анастасией Стоцкой, записывала ролики с талантливым клипмейкером Машей Мироновой. Состоялись общие проекты с Бастой и Тимати. Также Елена Станиславовна работала в телепроекте «Две звезды» с Сергеем Жилиным и Анжеликой Варум и во многих других.
«Рано или поздно вернусь в Таганрог»
Сейчас Елена Проневкая продолжает работу с Сергеем Жилиным, с его группой «Фонограф-Симфо-Джаз». Она преподает в творческой студии эстрадно-джазового искусства «Фонограф», а еще — хореографию для знаменитостей, что поддерживают свою сценическую форму у балетного станка. Елена Станиславовна участвует в новых захватывающих проектах, как, например, «Мост в будущее», где звездная команда и вокалистов, и хореографов отбирает в детдомах одаренных детей, работает с режиссером и поэтом Владом Маленко над театрализованным концертным туром Алексея Поддубного (группа «Джанго») из Донецка «Чтобы победить», часто работает в жюри, где ближе познакомилась с другой талантливой таганроженкой — композитором Юлианой Донской.
— Хотелось бы заниматься проектами и в театре: смотрела в Таганроге «Небесный тихоход» и радовалась: столько движения, музыки в постановке, — отмечает Елена Станиславовна.
Она хорошо знакома и с кино – в японском сериале «Тучи над холмами» Елена Проневская в эпизоде сыграла Марию Сарх, супругу посла. Также занималась хореографией фильмов «Институт благородных девиц», «Ласковый май»…
— Рано или поздно я вернусь в Таганрог, на малую родину, — уверена Елена Станиславовна.
Она с такой любовью представляет наш город друзьям, что всем хочется побывать здесь…
Марина ДАРЕНСКАЯ, фото из архива Елены Проневской.