Оказалась ли готова ли Россия к внедрению онлайн–образования? Этим вопросом задалась Анаит Шабанян — внештатный корреспондент «Таганрогской правды», слушатель Школы молодого журналиста, действующей в нашей газете. И поинтересовалась мнением своих сверстников, которые в связи с эпидемиологической обстановкой в нашей стране вынуждены были взять на себя солидную долю ответственности за собственную успеваемость.
В течение двух месяцев школьники страны вынуждены были учиться в дистанционном режиме. Сколько раз за этот короткий срок родные, друзья и знакомые слышали от родителей мальчиков и девочек жалобы на трудности с объяснением детям учебного материала! И вот несколько проверенных на себе причин негативного отношения учеников к нежданной новации.
Во–первых, как выяснилось уже после перехода на «дистанционку», не у каждого в доме есть компьютер, на котором ребенку требовалось выполнять задания, присутствовать на занятиях в прямом эфире либо просматривать их записи. С такой проблемой столкнулся и мой класс: у кого-то устройства слишком старые, у кого-то их вообще нет, а телефон не поддерживает многие программы. Из-за этого возникали трудности с выполнением домашних работ по некоторым предметам.
Во–вторых, из-за резкого возрастания нагрузок на различные образовательные сайты, они начали работать медленно или вовсе перестали открываться. Специалистам изо дня в день приходилось контролировать ситуацию и разбираться с помехами.
В-третьих, далеко не все учебные заведения смогли систематизировать процесс обучения в условиях самоизоляции. Не все проводили уроки в Skype или Zoom. Бывали случаи, когда учителя просто высылали классную и домашнюю работу в надежде, что их подопечные самостоятельно разберутся в теме.
Вы скажете, что это только мое мнение? Чтобы не опираться лишь на свой личный опыт, я пообщалась с учащимися школ и колледжей, предложив им три вопроса:
1. Много ли домашней работы задавали и сколько времени вы на нее тратили?
2. Как изменилась ваша жизнь с введением нового формата обучения?
3. Каково ваше отношение к онлайн–образованию и что хотелось бы изменить?
В опросе приняли участие 163 человека, проживающие в разных городах России. И вот часть ответов.
Александр, г. Ростов-на-Дону, 11-й класс:
— Домашней работы задают гораздо больше, чем это было до введения режима самоизоляции, однако трачу на выполнение около двух-трех часов, потому что делаю только нужное. Я перестроил режим сна, научился правильно распределять свое время, освоил несколько полезных программ и вместо того, чтобы посещать спортзал, стал заниматься спортом дома. Дистанционное обучение в целом удобно, но было бы еще лучше, если б выпускники могли не тратить время на необязательные для них предметы.
Юлия, г. Нефтеюганск, 11-й класс:
— Заданий отправляют так много, что я не успеваю порой их выполнить. Часто даже не могу заснуть, так как мысли заняты одной домашней работой и предстоящими экзаменами. Вообще эта система не так плоха, но дети – не роботы. Учитывая то, что у каждого около пяти–восьми уроков в день, консультации, кружки и музыкальные школы, которые тоже дают задания, следует уменьшить объем домашней работы и по возможности как-то помогать детям снимать стресс после такой интенсивной нагрузки.
Александра, г. Таганрог, I курс колледжа:
— Успеваю всё выполнить в срок, но сплю теперь около четырех часов, отвлекаясь только на еду. Жизнь с введением дистанционного обучения очень изменилась. Не вижу никого из своих друзей и знакомых, всё время провожу за компьютером, что негативно влияет на здоровье. Думаю, многие стали деградировать, так как самому информацию усвоить трудно, требуется прилагать максимум усилий. Не скажу, что мне нравится такой формат обучения, ведь огромное количество заданий не оставляет времени на хобби, помощь семье и отдых.
Анастасия, г. Таганрог, 11-й класс:
— Задают очень много домашней работы, на которую я трачу от шести до восьми часов в день. Моя жизнь круто изменилась, режим сбился, очень устаю. Я против такого формата обучения, так как многие признаются, что просто списывают из интернета, не вникая, чтобы хоть как-то сэкономить время, отведенное для выполнения заданий. Если бы технические возможности позволяли, я бы увеличила длительность уроков, обеспечила хорошую дисциплину и убрала дедлайны.
Александра, г. Таганрог, 11-й класс:
— Времени на обучение тратится гораздо больше, чем раньше. Мне не нравится дистанционный формат, так как мы получаем много ненужной информации. Лучше бы выпускникам дали больше времени на подготовку к экзаменам.
Павел, г. Таганрог, III курс колледжа:
— Моя жизнь изменилась, потому что я не могу видеться с друзьями, однако у меня появилось гораздо больше времени на хобби и саморазвитие. Мне нравится дистанционное обучение, не хотел бы ничего менять, в моем колледже, и так всё хорошо с этим.
Анастасия, г. Москва, I курс университета:
— В апреле задавали достаточно много, сейчас уже меньше, но у меня хватало времени на всё. Я стала позже ложиться спать, меньше двигаться, больше смотреть сериалы, фильмы, интервью и всё, что было бы полезно для моей специальности; научилась составлять план, но пока возникают трудности с тем, чтобы его придерживаться. Дистанционное обучение – это хорошо, если система отлажена и нет технических проблем. А еще, как и многих студентов, меня волнует предстоящая дистанционная сессия, ведь до сих пор не ясно, как будут выставлять оценки.
Как видим, мнения ребят относительно онлайн-образования разнятся, однако 68 процентов (110) опрошенных относятся к дистанционному обучению негативно. Основной причиной является большой объем домашней работы и информации, который нужно самостоятельно усвоить в короткие сроки, а также отсутствие времени на увлечения и отдых. Вывод очевиден: и учителя, и ученики должны прислушиваться друг к другу, чтобы всем было удобно в нынешней ситуации. Сейчас мы можем только надеяться на то, что этот опыт окажется не напрасным и со временем учебные заведения станут более приспособлены к дистанционному образованию.
Анаит Шабанян
Фото Marimedia.ru