Вот уже 10 лет, с 2010 года, многие страны мира, в том числе и Россия, отмечают Международный день цирка — этот праздник приходится на третью субботу апреля.
Из балагана в почитаемое и во всех отношениях высокое искусство цирк превратился благодаря нашему государству. Именно советский цирк задал высокую планку для артистов манежа всей планеты. При этом сохранялась преемственность между советским и дореволюционным русским цирком. В Россию это искусство пришло из Европы, но если у европейцев были только мобильные шапито (и с тех пор мало что изменилось), то у нас появились и стационарные цирки в специально построенных для них дворцах (первым из них обзавелся «младший брат» нашего города — Санкт-Петербург, было это в 1877 году). Что касается Таганрога, во второй половине XIX века он был не только театральной и музыкальной, но и цирковой столицей Юга России.
В советские времена во многих кинотеатрах над экраном размещалась цитата «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». На самом деле, это часть ленинской фразы, которая заканчивалась так: «…являются кино и цирк». У них много общего — это наиболее доступные для восприятия и универсальные виды искусства, включающие в себя музыку, хореографию и множество других форм творчества. Но есть и существенная разница: в кино нет непосредственного контакта артиста со зрителем, а в цирке – самый тесный; именно там артистом, хоть и ненадолго, может оказаться любой зритель, увлеченный клоуном на манеж.
В Таганроге цирк-шапито находится на пересечении переулка Красного и улицы Чехова, примерно на этом же месте он размещался и до 1917 года. А недалеко от него расположены два музея, которые напоминают о том, что Таганрог и таганрожцы сыграли весьма заметную роль в развитии мирового циркового искусства.
Таганрог и лучший в мире зооцирк
В декабре 1988 года в доме № 44 по переулку Антона Глушко открылся Дом-музей Анатолия Анатольевича Дурова. Его отец – клоун и дрессировщик Анатолий Леонидович Дуров (умер в Мариуполе в 1916 году). Но сын-ученик превзошел отца-учителя. В 1920-м Анатолий Анатольевич выехал за рубеж, в дальнейшем покорил 16 стран Европы и Америку, а спустя пять лет, в 1925-м, вернулся в Россию со своей семьей, честно заработанными всемирной славой и миллионами, а также с тремястами животными, в числе которых были экзотические, незнакомые советским гражданам. И обосноваться он решил в Таганроге, где купил две усадьбы на улице Шевченко, возле Банного спуска. Так лучший в мире зооцирк, начавший гастролировать по Советскому Союзу, получил таганрогскую «прописку».
Вернувшись в СССР, Анатолий Анатольевич Дуров занялся и общественной деятельностью – организовывал заповедники и заказники, вкладывая в них деньги, заработанные на Западе. Забота о природе в СССР в те годы была признана делом государственной важности. При содействии известного дрессировщика началась работа по созданию Ростовского зоопарка.
С приездом Дурова Таганрог, превратившийся к тому времени в глухую провинцию, снова стал цирковой столицей. По приглашению Анатолия Анатольевича на таганрогскую арену выходили ведущие советские цирковые артисты того времени. Животные Дурова, в том числе слоны в коврах-попонах, участвовали в таганрогских первомайских демонстрациях.
С легкой руки Анатолия Анатольевича Дурова и в нашей стране, и в мире в целом получили развитие и сложные цирковые аттракционы, и целые театры зверей.
Смерть и возрождение памяти
Будучи человеком планетарного масштаба, Анатолий Дуров наводил мосты дружбы между СССР и мировым сообществом…
— Но 19 ноября 1928 года Анатолий Дуров был убит в Ижевске, где находился на гастролях, — рассказывает старший научный сотрудник Таганрогского музея-заповедника Татьяна Анатольевна Козубенко. – Заказное убийство было выдано за несчастный случай, будто бы произошедший на охоте, притом что Дуров, так любивший животных, никогда не был охотником. Цирковое дело Анатолия Анатольевича продолжили его племянники и племянницы. О нем самом в стране старались не вспоминать, и продолжалось это долгие десятилетия. В Таганроге возрождение памяти Анатолия Дурова началось с советского отдела краеведческого музея. Лекцию о нем написала и читала Людмила Николаевна Прозоровская, продолжая собирать материалы о выдающемся артисте. В преддверии Нового, 1989 года состоялось открытие Дома-музея Анатолия Анатольевича Дурова. Размещен он был в здании, построенном в стиле модерн в 1900 году и до той поры не имевшем отношения к этому человеку. Открывали Дом-музей уже без Людмилы Николаевны — она покинула Таганрог по семейным обстоятельствам. Открытие проводила племянница, Тереза Васильевна Дурова, принявшая активное участие в создании музея.
Год назад Дом-музей Анатолия Анатольевича Дурова был закрыт на реставрацию. Но ему повезло гораздо больше, чем историко-краеведческому (Дворцу Алфераки): здесь все работы были проведены в срок. По словам заведующей Домом-музеем Марины Владимировны Сергиенко, проект экспозиции находится в разработке, а в помещениях музея уже развернута выставка графики «Цирк глазами художника». Правда, выставку эту в связи с эпидемией коронавируса открыть не успели. Так что это удовольствие у нас еще впереди.
Василенко и Артёмка
Вот уже 16 лет в нашем городе, в доме № 88 по улице Чехова работает Дом-музей И.Д. Василенко. Как нам рассказала его заведующая Наталия Юрьевна Юркова, в конце XIX века в Таганроге на гастролях был знаменитый дрессировщик Анатолий Леонидович Дуров, и будущий детский писатель Иван Василенко, впервые побывавший в цирке вместе с отцом, о чем потом напишет в автобиографической книге «Жизнь и приключения Заморыша», видел выступления знаменитого клоуна и дрессировщика. Это не только нашло отражение в его книгах — он полюбил цирк и цирковых артистов на всю жизнь. Им посвящена и самая известная повесть замечательного советского писателя «Артёмка в цирке»: эта книга переведена на многие языки, по ее мотивам сняты художественные фильмы.
Жаль только, в Дом-музей И.Д. Василенко в этом году нам уже не попасть: по словам Наталии Юрковой, он закроется на реставрацию сразу же по окончании режима самоизоляции. Но мы всегда можем поприветствовать отлитого в бронзе Артёмку, стоящего перед зданием Дома-музея.
Чехов и Каштанка
С именем дрессировщика Владимира Леонидовича Дурова, брата Анатолия Леонидовича и дяди Анатолия Анатольевича, связана история создания произведения Чехова «Каштанка». Именно Владимир Дуров рассказал Антону Павловичу случай, произошедший с ним самим. А тот написал книгу о попавшей в цирк рыжей собаке, «очень похожей мордой на лисицу» (артист поведал об этом в своей автобиографической книге «Мои звери»).
Некоторые сетуют на то, что современные дети мало читают. Но Таганрогская детская художественная школа имени Серафимы Блонской традиционно раз в два года проводит биеннале — международный конкурс детского рисунка «А.П. Чехов и герои его произведений». Нынешний, проведенный в год 160-летия со дня рождения Антона Павловича, — десятый по счету. Итоговую выставку из лучших работ обычно открывают в Чеховской библиотеке 1 июня — в Международный день защиты детей (будем надеяться, в нынешнем году удастся соблюсти эту традицию). Интересно, что наибольшей популярностью у детворы разных стран пользуется именно Каштанка. А расположенная у входа в наш центральный городской парк скульптурная композиция «Египетская пирамида», изображающая Каштанку и ее цирковых друзей, снискала особую любовь коренных жителей и гостей нашего города (истертая людскими ладонями бронза — тому свидетель).
Анатолий Анатольевич Дуров с мохнатыми и пернатыми артистами, Иван Дмитриевич Василенко с Артёмкой, Антон Павлович Чехов с Каштанкой… Не зря мы, таганрожцы, так любим цирк. Странно только то, что в Таганрогской школе искусств до сих пор нет циркового отделения. А ведь цирк и Таганрог просто созданы друг для друга: в нашем городе – очень талантливые, трудолюбивые, спортивные и музыкальные, доброжелательные, любящие животных, смелые и веселые люди.
Владимир Прозоровский, фото из архива ТП (Сергей Плишенко)