Писательница из Санкт-Петербурга, прозаик и переводчик французской литературы, лауреат премии Книгуру Ася Петрова в рамках XIV Чеховского книжного фестиваля провела в Таганроге мастер-класс на тему «Как выстроить структуру рассказа».
Встреча началась с того, что Ася прочитала один из своих рассказов, на основе которого сделала разбор структуры. В процессе активно работали и лектор, и зал. Как оказалось, сюда пришли многие неравнодушные люди всех возрастов — как начинающие писатели, так и уже состоявшиеся, например, писатель Сергей Волошин. А после мастер-класса нам удалось поговорить с Асей Петровой о книгах и литературе в целом.
— Анастасия Дмитриевна, зачем нам, подросткам, читать художественную литературу, если, как вы говорили на мастер-классе, в интернете предостаточно любой информации?
- Художественная литература нужна для развития, чтобы переключать мозг и заставлять его работать иначе: сознание и воображение действуют совсем не так, как при знакомстве с содержанием блогов или новостей. В художественной литературе ищут ответы на личные вопросы, ее читают в утешение, как терапию. У людей бывают запросы и на какие-нибудь конкретные книги: о сильной женщине, о любви, о войне и так далее. То есть читать художественную литературу, конечно, не обязательно, но есть масса причин, по которой делать это можно и нужно.
— Что вы советуете читать подросткам, чтобы понять себя?
- Подрастающее поколение — понятие растяжимое. Во-первых, надо обратить внимание на аудиокниги. Современные подростки много смотрят и слушают, а читать иногда не хотят, так как устают от массы информации, обрушивающейся на них в соцсетях. И тогда аудиокниги «заходят» (как говорит молодежь) лучше, чем текст. А если говорить об авторах, я всегда советую читать поэтов. Стихи — как музыка, которая дает почувствовать себя собой, улучшает настроение, эмоции, задает ритм. А книги… Боюсь, утону среди тех книг, которые бы предложила почитать. Их очень много. Надо либо ориентироваться самому, либо советоваться с родителями (если они много читают) или с учителями литературы. Но из подростковых писателей я ценю Анастасию Строкину, из детских поэтов — Анастасию Орлову. Из условно «взрослой» литературы я посоветовала бы почитать «Джейн Эйр», мою любимую книгу с подростковых лет.
— Слушая ваш рассказ, я заметил, что ваш язык очень прост. Когда вы пришли к тому, что о сложном можно писать просто?
- Это не совсем верно, у меня в разных книжках разный язык. В рассказах он, действительно, простой. О сложных вещах можно говорить просто, как в жизни. Чем проще мы проговариваем какую-либо ситуацию, тем легче ее осознать другому человеку. Поскольку мои рассказы исключительно психологические, ситуации всегда проговариваются, так как на одних метафорах и бытовых случаях в решении глубоких психологических конфликтов далеко не уедешь. Как в прозе, так и в жизни.
Вот такая интересная, живая встреча состоялась в дни Чеховского книжного фестиваля. И мне кажется, подобные знакомства с молодыми писателями очень полезны для нашего «цифрового» поколения. Через общение, слово, мы приобщаемся к большой литературе, сохраняем традиции и позволяем культуре развиваться.
Арсений ШУРИНОВ.
Фото из соцсетей