Спустя пятьдесят лет порог своей самой первой таганрогской мастерской вновь переступил легендарный скульптор Владимир Грачев. И замечательно, что в этих прохладных выбеленных стенах старинного подвала продолжаются лучшие традиции творчества.
Носители культурного кода
В художественных мастерских, где сегодня работают два замечательных таганрожца – Владимир Вельтман и Николай Копцев, воплощая свое творческое видение очень по-разному, встречали дорогого гостя.
Таганрожцы хорошо знакомы с работами Владимира Павловича. Скульптурная композиция «Клятва юности», давно ставшая одним из символов нашего города, создана монументалистом совместно с его супругой Валентиной Грачевой. Открытие этого памятника состоялось 28 августа 1973 года, к 30-летию освобождения Таганрога от немецко-фашистских оккупантов. На церемонии присутствовали Генрих Гофман, автор документальной повести «Герои Таганрога», родные и близкие погибших подпольщиков и множество горожан.
Валентины Митрофановны уже нет в этом мире, а Владимир Павлович иногда посещает Таганрог и очень тепло к нему относится. В городе живет их дочь, Вера Павлищева; она, считай, также носитель культурного кода — преподает фортепиано в детской музыкальной школе имени П.И. Чайковского. А внучка Грачевых — певица, которая вскоре отправится на стажировку в Вену.
- И папа наш поет, когда работает, тоже, — делится Вера Владимировна.
Художники говорят: Таганрогу всерьез повезло, что супруги-скульпторы оказались в нашем городе. Владимир Грачев с февраля по ноябрь 1972 года являлся главным художником в управлении архитектуры Таганрога. Город тогда возглавлял Борис Зубрицкий, который, по его словам, с любовью украшал Таганрог, с интересом и вниманием относился к новым идеям, с готовностью воплощал их в жизнь.
Литьё парковой решетки
Здесь много свидетельств совместной работы Грачевых — памятный знак «Шлагбаум», Портрет авиаконструктора Бериева (1975 года). Вы же не думаете, что в парке культуры и отдыха имени Горького – обычное ограждение? Часто ли встречаете подобное литьё в других городах? Авторы рисунка чугунной решетки – также Грачевы, а отливалась она в литейном цехе ТМЗ. Старшее поколение помнит окованные причудливые двери кафе «Старая крепость», высокие женские фигуры из латуни на стенах в зале бассейна «Прибой»…
Сейчас Владимир Грачев живет и трудится в Новосибирске, где за многие годы оставил незабываемый творческий след, до недавнего времени преподавал на кафедре монументально-декоративного искусства Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии. Несмотря на солидный возраст (мастеру — 88 лет!), Владимир Павлович часто путешествует. Например, этим летом он побывал в Санкт-Петербурге и даже по просьбе родственников соорудил там… пугало от ворон. Конечно, оно не могло выйти ординарным! Забавно, но и пернатые оценили работу мастера – больше не воруют из огорода.
Говоря о Таганроге, Владимир Грачев замечает:
- Хороший и красивый город! Не надо никуда уезжать, живите здесь!
Он не раз в этом году купался в Азовском море и поддерживает здоровье занятиями физкультурой с элементами йоги.
Легенды или байки?
Художники на встрече с Грачевым наперебой вспоминали городские легенды, связанные с памятником «Клятва юности», например, записку, спрятанную для потомков двумя творческими коллегами при установке монумента. Он создавался на средства, заработанные молодежью города на субботниках и воскресниках. Студенческий строительный отряд, трудившийся вахтенным методом, сформировал Таганрогский радиотехнический институт, а организацию и координацию работ комсомольских бригад осуществлял тогда второй секретарь горкома комсомола города Сергей Шило…
Высота скульптурной группы «Клятва юности» — четыре метра. Фигуры юноши и девушки отлиты из железобетона и покрыты сверху тонкими листами меди, а стыки медных листов тщательно зашлифованы. Вот в один из таких стыков «на спине» изваяния, как говорят, и заложили таганрогские художники вдохновенное письмо потомкам.
- Растерянные юные ребята верили в победу, — характеризуя героев скульптурной группы, заметил Владимир Грачев.
Таганрогский скульптор Владимир Елитенко, в свою очередь, вспомнил первую встречу с Грачевым на берегу Азовского моря как знаковую и поворотную в своей судьбе. Именно тогда мастер предложил ему впервые участвовать в создании монумента, увеличивая фрагменты будущего изваяния, повторяя их миниатюрные макеты. Он вспоминает:
- Я спрашиваю Владимира Павловича: «Надо делать так и так?» А ему, очевидно, очень скучно слушать мои вопросы! «Пробуй», — говорит.
И Владимир Елитенко всё лето увеличивал скульптуру: резал металл, соединял заклепками, пробовал разные приемы. И потом уже не представлял своей судьбы без творчества.
«Куда выходит эта стена?»
Владимир Викторович также вспоминал, как в другой мастерской, в районе троллейбусного парка, они вместе с Грачевыми готовили часть для мемориала «Борцы» в Петрушинской балке. Едва уложились в сроки, создав четырехметровую кисть руки для 18-метровой стелы.
- Уже закончили, затонировали часть скульптуры, и тут спохватились: как ее выносить? – делится Владимир Елитенко.
Он вспомнил, что у наставника тогда побаливало горло, и тот не снимал шарф… Оказалось, скульпторы в процессе творчества перестали замечать проем двери, а он в ширину – всего 80 см.
- Утром приезжают строители, ответственные за установку, и их начальник, оценив обстановку, спрашивает: «А куда вот эта стенка выходит»? Разбили стену, вытащили «руку» и увезли. Мы сидим в мастерской, а в открывшемся проеме падает снежок, — рассказывает Владимир Викторович.
Нынешние хозяева художественных мастерских с мальчишеским трепетом показывали мастеру свои работы. Что с того, что у художников за плечами много лет? В своем творчестве и в присутствии признанного мастера они неизменно чувствуют себя юными.
Владимир Вельтман часто работает в технике коллажа. Он собирает осколки прошлой эпохи, социалистического бытия. Например, в его работе нашли место плакат времен Сталина и виньетка этого вождя, случайно найденные на чердаке старого дома (работа «Конец эпохи?»). Он использует керамику – кусочки разбитой электроплиты и другие символические вещи. Художник показывает Грачеву картину за картиной. Сквозь цифры и буквы, как объясняет автор «космической сетки», видно таганрогский Дом рыбака. Открытые ставни, свет в окне, берег моря… А вот три женщины несут лодку на воздетых по направлению к небу руках («Вера, Надежда, Любовь»). Он говорит про сохранение традиций, битвы и переплетения западной и славянской культур, размышления и символизм. Владимир Грачев всматривается в каждую картину. Мастер немногословен в своей оценке, передает ощущения.
А в другой части мастерских, где раньше как раз была комната для работы Грачевых, Николай Копцев с готовностью демонстрирует свои работы по дереву – видно, что в каждую вложено много тепла, фактура сплетается с фантазией, страстью и жизнелюбием автора. И стамески, и дерево, которое много километров тащил на себе созидатель диковинных эмоциональных композиций, – всё вызывает интерес у гостя.
Говоря о встреченных им в юности мастерах, о Грачевых и Николае Ливаде, Владимир Вельтман восторженно замечает:
- Мы смотрели на них, как на небожителей. Нам просто повезло оказаться с ними рядом. Мы, конечно, давно выросли, но у нас были правильные ориентиры!
Марина ДАРЕНСКАЯ, фото автора и предоставлено семьей Грачева